Xbox One

По данным VGChartz, собирающему видеоигровую статистику, на конец августа 2015 года продажи XOne составили 13,9 миллионов суммарно по всему миру. Что означает цифра 13,9 миллионов? Она означает, что лига, в которой сейчас играет XOne — онагде-то в районе признанных полумёртвыми консолей. Например, у Wii U — 10,3 миллиона. У PS Vita — 12,4 миллиона.

Для справки: у PS4 продажи почти в два раза выше — 25,4 миллиона. У Nintendo 3DS — 54,1 миллиона. В принципе, когда звучат такие цифры и появляется такое соотношение, принято молча курить сидя на чемодане у чёрного хода. Но гордым пользователям XO в качестве единственной консоли ничто не мешает делать лицо кочергой: консоль лучшая и всё тут. Это бронированные люди, из них можно строить поезда для перевозки корейских лидеров. Будь у нас столько уверенности хоть в чём-нибудь, мы бы правили миром.

Эргономика и дизайн

Если честно, я сомневаюсь, что в Microsoft кто-то хотя бы слышал такое слово — «дизайн». Продукция компании больше напоминает творческую работу советского автопрома: главное, что оно вообще работает, а не то, как оно выглядит. Пишу это, на самом деле, без малейшего желания XO как-то преднамеренно унизить: меня привлекает грядущая линейка его игр (иначе и брать бы не стал, а так, в перспективе, лет через дцать подберётся коллекция игр из десяти). Но внешне эта консоль — громоздкая гробина, которая в жизни размерами шокирует куда сильнее, чем на картинках.

Я не могу назвать PS4 маленькой и аккуратной — это тоже гроб (причём на угольном отоплении: греется она как доменная печь). Однако XO без труда затыкает её за пояс: американец вскормлен кока-колой и отборными двойными бургерами. При куда меньшем КПД мальчик по имени Хуан выше, шире, толще и тяжелее чего угодно. На фоне другой домашней техники он выглядит чужаком — этаким ЗИЛом среди японских седанов. Для одних это, наверное, олицетворение мощи и крутизны (фрейды — молчать!) — но у меня и, подозреваю, многих других, «гараж» рассчитан на «седаны». Поэтому сейчас Бокс ждёт обновления «парковки», а пока примерно 1/5 своей частью выступает за пределы подставки под технику. Буквально: лежит, свесив две ноги.

Что касается редизайна геймпада — то он практически незаметен. На X360 он был очень удобен (до сих пор считаю его более удобным, чем геймпад PS3). Тут его лишь слегка допилили, радикальных перемен мало. В руках лежит удобно, поверхность не скользкая. Но есть несколько серьёзных огрехов.

Нет аналога кнопки share: чтобы сделать снимок приходится плясать вокруг консоли лезгинку. Компенсировать это пытаются программными средствами. Но давайте честно — программные средства < аппаратные + программные.

На PS4 кнопка расположена удобно. С ней проще ловить кадр, когда игра не предусматривает фоторежима. Цепочка «нажал-сохранил» — это два действия. Извлекать скриншоты на флешку тоже просто. XO для тех же действий требует тянуться к кнопке, нажимать на неё два раза (двойной клик на геймпаде, почему нет), потом выбирать функцию «сохранить снимок», потом искать в меню, куда это всё сохранилось. Мало того, что нужный кадр поймать тяжело, так ещё и последующая череда действий очень и очень мудрёная. Сделав скриншот, ты долго ищешь, где же он сохранился. Потом его ещё нужно сохранить (да, уже сохранённый файл нужно выделить, вызвать контекстное меню и сохранить; не спрашивайте зачем, почему и куда я сам теряюсь в догадках).

Что люди делают со скриншотами потом? XO не знает. Во-первых, скрины нельзя перенести на флешку. Во-вторых, опубликовать их можно только оплатив Gold-статус. И то не всегда: чаще выскакивает ошибка, что отправка файла невозможна. Такие дела.

Upd: поправляют, что статус Gold для публикации не нужен. Проверить не могу (у меня этот статус есть). Зато имеется вот такой скрин со страницы поддержки:

02

То есть, всё максимально неудобно и непродуманно. Но денег с тебя взять не забудут никогда. Это, я считаю, потрясающе. И в глубине души подозреваю, что Xbox на самом деле придумали и создали в России.

Вытащить свои скрины, всё-таки, можно. Все они автоматически публикуются в ленте новостей твоего аккаунта на xbox.com
Заходишь туда, открываешь ленту, видишь скриншоты, сохраняешь.
В разрешении 569×320, да.
Upd: всё ж можно сохранять в большем разрешении – тем же самым способом. Не в 1080p., как говорят комментаторы. Но XOne вообще редко умеет в 1080p. в играх, было бы странно, если б на скринах делали апскейл. 

Но продолжу про геймпад. Отсутствует такая вещь, как разъём под наушники. PS4 несколько избаловала тем, что можно влупить прямо в геймпад гарнитуру от какого-нибудь iPhone и никому из домашних не мешать. А тут наушники подключаются, но через специальный разъём, покупать их надо отдельно. В комплекте с консолью идёт жалкий «моноушник» (не такое скупердяйское убожество, как у PS4, но всё-таки). Возможно, в следующем поколении консолей корпорации всё-таки выяснят, что у людей два уха. Но вряд ли: оптимизм редко оправдывается.

Upd: сообщают, что в новых партиях в геймпадах встроенный разъём 3.5 мм, для старых нужно докупать переходник. Отзывов о том, как это работает, я не нашёл – но те, кто планирует брать консоль, могут иметь в виду и сразу обратить внимание: не лежалый ли товар пытаются впарить по посткризисной цене.

А собственно в управлении раздражают кнопки R1-L1, они же «бамперы»: они очень легко «отжимаются», пальцы соскальзывают. Например, в игре Ground Zeroes чтобы смотреть в бинокль, кнопку нужно держать зажатой. Задача на XO непростая: палец, вроде, ещё давит на кнопку, а «бампер» уже отжат.

И, конечно, давняя проблема геймпадов от Microsoft: аккумуляторы. Новый геймпад по-прежнему работает на батарейках. Причём, есть официальное решение: аккумулятор в виде батарейного блока. Купил, поставил, забыл. Одно непонятно: почему его нельзя было просто поставлять в комплекте? Пускай даже с повышением цены на ту же тыщщонку. Правда, зачем мне заниматься этим геморроем с хождением по магазинам или заказом из сети? Понятно же, что у хардкорного геймера батарейки долго не проживут — дайте ему аккумулятор сразу. Зачем надо вертеть жопой и использовать заведомо ублюдочнное решение с батарейками?

Меню и интерфейс

Меню и интерфейс XO, на самом деле, куда большая морока, чем дизайн и эргономика. Потому что если к гробу привыкнуть можно (все рано или поздно привыкнем, хехе), то к трём экранам меню — уже сложнее. Интерфейс медленный во всех смыслах: во-первых, вот это вот «листание окон», часть из которых просто не нужна лично тебе, никак тобой не используется. Поиск нужного напоминает спуск в глубины земли, где спят ктулхи: проход спускается всё глубже, ветвясь на каждом шагу. Вскоре перестаёшь понимать, где находишься, как сюда попал и как запомнить маршрут на будущее.

Во-вторых, время на обработку команд. Обработка долгая — и это особенно остро ощущается после долгого использования PS4. Напоминает предыдущее поколение: ты открываешь пункт в меню, консоль задумывается. Закрываешь — задумывается. Переходишь на следующий экран — задумывается. Возвращаешься обратно — задумывается.

Причём, надо подчеркнуть: всё это остро ощущается именно в сравнении. Я думаю, что если консоль в доме одна, всё перечисленное будет восприниматься иначе. Вот если ты только что выключил PS4 и включил XO, разница в скоростях резко бьёт в щи с вертушки. А так — наверное, нормально. Если считать нормальной саму ситуацию когда у XO нет альтернативы.

В отрыве от конкурентов же постоянно раздражает навязчивое требование ввести туда и сюда, и вот сюда ещё, всю информацию о себе, с сильно размытыми пояснениями — где и как всё это будет публиковаться. И, конечно, ещё более навязчивые попытки увязать всё с другой продукцией Microsoft: Хуан очень хочет внедриться в экосистему, которой в моём доме нет — у нас тут всё построено на продукции, эммм, другой американской корпорации. Поэтому бесконечные попытки увязать себя с отсутствующими телефонами-компьютерами-планшетами-ноутбуками, конечно, раздражают.

(Upd: Тут, видимо, нужно пояснение – я сам сейчас перечитал и вижу, что получается двусмысленно. Так вот: попытки выражаются не в постоянно всплывающих окнах – такого, хвала богам, нет. Просто при первоначальной настройке, смене ника (а по умолчанию тебе присваивается имя пользователя вроде ЩёткаСлавы1488), подключении к сервисам и тому подобном тебя вдруг просят ввести пароль, который ты придумывал ещё к Скайпу семь лет назад, ещё до покупки Скайпа Макрософтом, а потом ты создал новый аккаунт, и про него уже тоже забыл, а тут тебя просят ввести пароль к username@outlook.com, а ты ничего такого точно не создавал, а вводил ты три диалоговых окна назад е-мейл username@icloud.com, а как он превратился в outlook ты не знаешь, тебе не сообщали, и откуда у тебя к нему пароль ты не знаешь, и ты вводишь пароль от icloud, и он вдруг работает, и так далее, и так далее.
То есть, ощущение, что ты пришёл в чей-то монастырь, а там какие-то свои правила, и всем они понятны. Кроме тебя. И тебя спрашивают: где твои головные трусы и мешалка для собачьей шерсти?
А ты говоришь: подождите, господа, что?
Тебе говорят: мешалка, ну, чем шерсть мешать будешь, алё?
Ты говоришь: это правила такие, да? Я вообще не… Не собирался шерсть мешать, погодите, мне не надо. Что за мешалка?
Тебе говорят: ну ты ваще, ты чего, а? Ты чего?
А ты говоришь: а можно правила почитать где-то?
А тебе отвечают: да мы тут одна большая семья, всё ж всем понятно. Мешалку-то покажи, трусы головные надень, ты чего? Елки, ты странный такой. Вообще странный. Вот галочку здесь поставь. Ставь, ставь.
Как-то так).

Я понимаю, как это всё изнеженно звучит. Я понимаю, что, ну, вот тут половина на скотч прикручена, тут просто вот друг к другу приставлено, хай так – и это нормально, нужно только привыкнуть. А тут приходит такой принц Флоризель и говорит: а чо всё так сложно? А это вообще нормально, что консоль регулярно выдаёт какие-то ошибки, попробуйте ещё раз? А почему вот там всё под рукой, а тут я пытаюсь открыть скриншоты, а мне выдают инструкцию по созданию видео? А почему я, наконец, открыл скриншот в полном размере, а листать не могу? А почему, когда пытаюсь его закрыть чтобы открыть другой, меня выкидывает на главный экран?

Пришёл такой хуй с горы, неудобно ему.  Понимаю, как это выглядит в глазах людей, которые в жизни ни на чём удобнее табуретки с двумя ножками не сидели. Это, наверное, бесит, потому что консоль крутая, чо он, бля. Я понимаю, что избалован. Здорово избалован подходом одной известной компании: «Пользователь ни в чём не должен разбираться, он должен нажать кнопку и чтоб всё работало». И всё-таки.

Хочется включить консоль и играть. Как в старые-добрые времена. Не такие старые, на самом деле: купив PS3, например, я создал аккаунт в PSN только через год (!) постоянного использования консоли. И до этого момента ей было совершенно не интересно, кто я такой, где живу, как зовут моих родственников, не было ли в семье судимостей и в каком возрасте начали расти волосы на заднице. Ну, не хочешь бесплатных игр в PS+, скидок в PSN и, наконец, тех же ачивок в профиле — и не надо. Сам себе злобный деклассированный элемент.

А в новом поколении всё изменилось в худшую сторону. Старший брат присматривает.

Магазин, оплата и домашняя игровая коллекция

Магазин в Xbox Live устроен по тем же принципам, что и в PSN: те же распродажи, те же бонусные скидки за платную подписку. Цены, кстати, роняют тоже вполне прилично: через год после релиза любую игрушку можно взять гораздо дешевле.

Что понравилось: для каждой игры есть скриншоты в нормальном разрешении. Трейлеров нет, но есть пользовательское видео — тоже в оригинальном разрешении. То есть, можно сразу посмотреть, что из себя представляет продукт. Порадовали описания на русском: вполне читабельные.

Казалось бы, так всё и должно быть: скриншоты, видео, описание. Но вот в PSN этого либо нет, либо сделано через такую жопу, что простое наличие всего перечисленного в Xbox Live воспринимается как подарок.

Что ещё сделано лучше, чем у конкурентов, так это раздел с купленными продуктами: есть меню на заглавном экране, ковырять менюшки не нужно. В удобном списке перечислено всё, что ты накупил и получил бесплатно в Gold. Причём, даже если Gold прямо сейчас не оплачен: игры в списке сохранятся, просто поиграть в них не дадут. То есть, можно открыть, посмотреть свою коллекцию. Определиться с покупкой. Тут даже пользовательские оценки есть — всё для облегчения выбора.

Для сравнения, в PSN если PS+ не оплачен, то полученные в нём игры посмотреть будет нельзя. Видишь скидку, думаешь купить. Заходишь проверить: а не сохранил ли ты эту игру «на потом» во время бесплатной раздачи год назад? А проверить не можешь.

Что не понравилось: в первую очередь, отсутствует раздел скидок. Нет такого раздела, чтобы просто зайти и посмотреть распродажу. Зато скидки показывают на интернет-сайте. Запускаешь PC, идёшь на сайт, смотришь скидки, выключаешь PC, запускаешь XO, открываешь магазин, вбиваешь в поиске нужные названия. Всё это под вдумчивые загрузочные паузы. «Простота, скорость, единая экосистема». А хули?

Upd: а вот тут всё неправда. Раздел скидок есть, просто он не в магазине, а на третьей странице главного меню.

Ну и не нравится раздел «Все игры»: это действительно просто все игры, сваленные в одну кучу. Инди, ААА, f2p с мобилочек. Каких-то фильтров не предусмотрено. Цены в списке не указывают: нужно открывать отдельное окно, в очередной раз ждать подгрузки — и только тогда покажут ценник. Нельзя же просто сделать хорошо: на каждое правильное решение должно быть два кривых.

Досадная проблема возникла с оплатой статуса Gold. Для электронных платежей я использую не именную карту: просто вот карточка, на неё, в случае необходимости, кладётся нужная сумма. Из неё оплачиваются покупки в Steam, E-shop, PSN. В том числе, платежи за PS+. Покупаются ли в Live с этой карты игры — я пока не выяснил. А вот платёж за Gold-статус с неё принимать отказываются.

Долгое общение со службами поддержки, сначала американской (дело было в выходные, а местная служба блюдёт шаббат и день воскресный — впервые с таким сталкиваюсь, но возможно просто потому что с техподдержками вообще редко общаюсь), потом российской, дало такой результат: подписка на Gold контрактная, поэтому с не именными картами не работает в принципе. Выход: платить покупными картами (начинаются от трехмесячной подписки, в магазинах есть не всегда), подключать именную кредитную карту, либо использовать электронные платёжные системы.

В целом, не смертельно. Но опять какие-то выбывания из общего ряда, создание дополнительных преград и предложение покрутиться на голове. Почему везде я плачу одной картой, а в случае с XO должен искать другой способ?

К их чести, американская служба извинилась за неудобства (и выходной службы российской), в качестве компенсации прислали код на месяц бесплатной подписки. Российская служба в понедельник терпеливо ждала, пока я логинился в систему с PC, отвечала на все вопросы. Ребята молодцы — не их же вина, что система такое говно.

Кстати, от них же узнал, как можно получить бесплатный месяц Gold`а на сайте xbox.com. Нужно:
1) зарегистрировать в Xbox Live кредитную карту (на консоли или PC — не важно)
2) зайти с PC (только так) на xbox.com под своим логином
3) зайти в раздел «подписки»
4) зайти в раздел Xbox Live
5) поставить галочку в строке с 30-дневной подпиской за 0 рублей, подтвердить
6) готово; напоследок можно ещё снять галочку в пункте «продлять прописку автоматически»

Во что играть, зачем покупать

Странное дело: раздел «во что поиграть» я придумал, а во что поиграть — нет. XO покупался «на вырост», и потому что подвернулась возможность взять новую консоль по докризисной цене (видимо, у ретейлеров проблемы со сбытом того, что залежалось на складе). Я очень жду Scalebound, осторожно ожидаю Quantum Breakнепременно куплю Rise of the Tomb Raider. Но это всё — где-то там.

Сегодня же получается интересная история: ковырни любого «боксера» на предмет игр XO, и он вывалит тебе список. Часть списка будет или уже есть на PC. Ещё часть — не вышла. Часть — сомнительные вещи на любителя, типа Project Spark или Sunset Overdrive. Часть — сомнительные вещи, которые ещё не вышли, типа Fable Legends. И лишь на дне останутся «проверенные» Halo да Forza (причём, лично я в последней не уверен: на мой взгляд это интересная гонка, но слабый симулятор).

Существует такое правило: консоль надо брать, если там есть 3–5 интересных тебе эксклюзива. Это, в принципе, отбивает покупку. На XO такого количества пока не набирается, только где-то в будущем. Так что в качестве единственной консоли он не годится. Ну никак.

Для мультиплатформы тоже не годится. Технически это самая слабая из мультиплатформенных консолей. Не секрет, да. Варианты игр на ней идут либо в пониженном разрешении, либо с апскейлом, либо на 30 кадрах в секунду. Само по себе не так страшно, но у конкурентов оно получше. Есть много денег — надо взять PC: там тебе и «от Full до Ultra HD», и частота кадров высокая. Есть денег немного — надо взять PS4: там мультиплатформа тоже говно, но разрешение и частота кадров повыше.

Словом, XO — пока что не weapon of choice ни разу. Единственной её аудиторией мне видится хардкорный игрок, который не хочет носить форму солдата консольной войны и топтать политые кровью поля интернет-срачей. У которого есть все остальные консоли и который просто не хочет упускать некий «игровой пласт» поколения.

Чего точно не стоит делать: брать консоль по старой памяти, потому что Xbox 360 был хорошим. Это будет ошибкой. XO не такой и таким точно уже не будет. Купишь вот так, придётся потом брать грех на душу, хвалить всякое говно. Не надо.

Вот как дополнение в консолеколлекцию — вполне.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.