South Park: Stick of Truth

Если вы, в качестве эксперимента покажете South Park: Stick of truth трём людям: тридцатилетнему, двадцатилетнему и несовершеннолетнему (уверяю, кольцевой срез на чахлом деревце игрожура вышел совершенно случайно), то результат выйдет разным. Первый разглядит в ней самостоятельный эпизод сериала, второй — неплохую РПГ. За третьего вас, возможно, вызовут для серьёзной беседы с прокурором Крыма (который аниме): лишившись оков телевизионной цензуры, авторы не погнушались порнографией.

Нельзя сказать, что лёгкая мультяшная порнушка когда-то на самом деле была табуированной для Стоуна и Паркера. Всё это: анальные зонды, ебля и прочее в мультсериале то и дело проскакивали. Формат видеоигры разве что позволил окончательно отпустить тормоза. Вот человек ебёт лошадь, вот удар мистера Мазохиста (я не стану портить не игравшим сюрприза), а вот вы в замечательной пародии на QTE-сценки уворачиваетесь от летящей на вас гигантской мошонки. Проходите, не на что здесь смотреть.

Тем более, что почти все понимают: как в сериале, так и в игре, зашкаливающий градус пошлости — лишь занавеска для жёсткой сатиры. Здесь объектом насмешек предсказуемо стала игровая индустрия и ближнее к ней пространство: играть стоит, прежде всего, ради этого. Искренней всего тут смеёшься над отсылками к известным сериям или целым «вечным» штампам, вроде аудиодневников. Самой шедевральной находкой стала, пожалуй, Канада. Ну, кто видел, тот поймёт, кто увидит, тот оценит.

«Я не нашёл на корабле ничего съедобного. Только аудиодневники. Кто все эти люди? Зачем они писали всё это, когда им угрожала смертельная опасность? Зачем это пишу я?»

Мало того, что все эти шуточки для гиков пришлись здесь ко двору. Они — ещё и едва ли ни единственная свежая волна на фоне самоцитат. И это уже новость куда менее приятная. Те, кто назовёт «Палку истины» самостоятельным эпизодом, этаким «Большим, длинным и не обрезанным 2», будут не совсем правы. Да, графику не отличить от мультяшной (что, однако, было в играх по мотивам SP почти всегда; за исключением моментов, когда разработчики пытались перевести привычную плоскую картинку в полигоны). Да, происходящее сохраняет букву оригинала. Проблема в том, что сохраняет слишком усердно: большая часть гэгов — фактически раскавыченные цитаты из оригинала.

Да, здесь воспроизведён город и окрестности. А на пути можно повстречать процентов 70 действующих лиц первоисточника. Но это не представление новой программы, это гастроли с избранными хитами. «Палку истины» можно назвать идеальной игроизацией: примеров подобного качества днём с огнём не сыщешь. С одним «но»: это, скорее, интерактивный музей. Побродить по знакомым декорациям, набить карманы сувенирами в виде тампонов из волос чероки и музыкальных альбомов Картмана. Но не больше: в летопись Южного Парка не добавится ни страницы. Поклонник со стажем увидит и услышит мало нового. А не поклоннику здесь, прямо скажем, нечего делать. Сложно придумать, чем тут мог бы заняться человек, не знающий, кто такой мистер Хэнки, или что это за тампоны чероки такие. Можно было бы предложить просто насладиться геймплеем, но тут и его не завезли — что бы ни говорили те, кто считает «Палку» нормальной RPG.

Вся геймплейная составляющая здесь точно так же служит сугубо музейным целям. Это здорово: для мотивации, под нажимание кнопок подвели тематическую базу. Была знаменитая серия про анальный зонд? Здесь этому отвели мини-игру (за которую авторам, правда, стоило бы оторвать руки и засунуть туда… ну, куда засунут вас под конец игры). Были у персонажей в сериале какие-то особенности, которые можно было бы изобразить в игре в качестве атак — будьте уверены: здесь так и поступили. Бои превращаются в просмотр мини-роликов, где Баттерс трансформируется в Доктора Хаоса, а Принцесса Кенни призывает единорога. Нужно было добавить в игру собирательство коллекции (см. фигурки в Uncharted, медальоны в Last of us, камни, сундуки, анимусы и ещё горы всякого говна в Assassins creed) — на свет вытащили чинпокмонов. Это, повторюсь, здорово. Но, опять же, для поклонников. Постороннему весь этот фансервис будет до лампочки.

Можно, конечно, повесить в главном меню табличку «Посторонним в» и не отвлекаться на непосвящённых. Но суть в том, что и уважаемым знатокам геймплей мог бы быстро приесться. Сначала ты с восторгом смотришь на анимации атак, потом начинаешь выбирать те, что покороче. Проблема, знакомая поклонникам Final Fantasy, боевую систему которой игра во многом пародирует: там тоже восторг от саммонов быстро сменялся усталостью. Слава Obsidian, второй геймплейный момент — выведение противника из строя до боя — позволяет сократить сами поединки. Это, к слову сказать, и самая интересная часть игры. К ней, правда, ещё нужно приноровиться: поначалу варианты убиения обнаруживаешь уже после банальной резни. Типа: «Ага, инопланетян можно было отправить в вентилятор!».

Быстро устаёшь и от собирательства — тут проблема та же, что и всегда: часть коллекции валяется под ногами, часть запрятана так, что не найдёшь без гайда. В итоге, убив несколько часов на поиски, бросаешь это дело, так и не найдя каких-нибудь 2–3 предмета. Не хватают с неба звёзд и квесты — знакомые «собери-принеси».

Главным спасителем «Палки истины» становится ультракороткий по нынешним ААА-временам хронометраж: даже с доскональным исследованием всего и вся, на игру уйдёт часов 20. Поясню, что для хорошей игры короткий хронометраж — не плюс. А вот тут — плюс.

В итоге получается, что «Палка истины» — это абсолютная вещь в себе. Идеальна как музей. Хороша в качестве игроизации. Слаба, как игра. Эта слабина не напрягает, если цель игрока «пройти, получить удовольствие и забыть». Если же цель — играть, как привык играть в лучшие произведения индустрии: выдумывая тактики, перебирая варианты, перепроходя на сто рядов и запоминая каждый кустик, то не выйдет. SP:SoT — это такой очень специфический и одноразовый кайф.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.