Flash: Batman v Superman: Dawn of Justice

Сука, какая гадость.
(прямых спойлеров избегаю, но сюжетную канву рассматриваю)

Чудесные метаморфозы — на сцене нашего кочующего балагана. Только сегодня, на всех экранах мира: волшебное превращение! Приходишь на фильм Зака Снайдера о супергероях вселенной DC. Попадаешь на очередных «Трансформеров» Майкла Бэя. Але-оп!

Сценарий написан наркоманом. Вместо событий — каша. Вместо мотивации — сумбур. Вместо идеи — двухчасовой трейлер «Лиги справедливости». Вместо привычных героев — «свой взгляд». Взгляд явно чужеродный: не так плохо, как у Шумахера, но… Но так плохо, как в кинокомиксах Marvel, снятых о коалициях супергероев. Очередное полое нечто.

Infinite_Crisis_Character_Art_PG_Superman_Splash_Art

Фильм многое обещает. Здесь есть потрясающие сцены. Например, отличный момент, где Бэтс тащит Супермена на убой на верёвке: нечто зашкаливающе брутальное. Очень недурной бой во время освобождения *заложницы*. И, конечно, начало — убийственное, где зрителю показывают супергеройскую бойню от лица обычного наблюдателя. Всё рушится, кто-то носится в воздухе, лучи прорезают бетон, как горячий нож режет масло. Обычно мы видим эти сцены крупным (и максимально выгодным геройским) планом. А тут — только издалека, непонятно кто и чего. Хаос и страх. Отличная, отличная находка.

И находка ещё более крутая: Уэйн, который мчится и проталкивается туда, откуда все бегут. Вся суть персонажа показана в считанные минуты — именно показана. Без долгих разговоров, экспозиции, нудного проговаривания понятных вещей. Вот он бежит «с голой жопой в ад» — и про него всё понятно.

Но с этого высокого старта начинается не подъём и не удерживание высоты. Начинается долгий спуск вниз, вниз, вниз, на самое дно. Странный, убивающий, поддающийся очевидной разводке Бэтс с мотивацией мести — которая заканчивается невразумительной хуйнёй: «О, твою маму зовут так же, как звали мою. У тебя есть мать. Ты человек, ты мой друг! Давай дружить!». Странный Супс с его: «Я попрошу его помочь мне, попытавшись его убить» (отличный ход, приятель, отличный). Невразумительный Лекс — Айзенберг подготовился к роли, 36 раз подряд посмотрел Dark Knight. У меня плохие новости, Джесси: ты — не Леджер, ты играешь Лекса — не Джокера. Прекрати изображать психа, кривляться, издавать эти вот горловые звуки и не к месту хихикать (и спасибо, что не причмокиваешь и не облизываешь губы — мы ценим твой вклад в персонажа: хорошо, когда актёр работает над образом, а не копирует чужое дословно).

Batman_v_Superman_Dawn_Justice_Costume-Concept_Art_JM01

Странный, страннейший конфликт. Когда в известном комиксе Бэтс сражался с Суперменом — была идея. Столкновение старика и, фактически, вечной непобедимой инопланетной человекомашиной: его не берут пули, он вообще практически неуязвим, он движется со сверхзвуковой скоростью, летает, может не дышать, стреляет лучами из глаз. Столкновение с ним — как столкновение с читером в каком-нибудь Контрстрайке, это не герой даже (за что я и не люблю его, как персонажа) — это вселенское press X to win. И вот Бэтс побеждает, наклоняется к поверженному врагу и говорит: «Запомни это, тебя победил человек».

Верхняя точка. Множественные оргазмы.

 

Для чего эта схватка в фильме? Чем она заканчивается? Почему вообще состоялась? Куда пропадает горящая ненависть Бэтса? Почему Супс вообще в этом участвует, если знает, что им манипулируют? *Важного для него человека* похитили и угрожают убить? Чёрт, да пять минут назад он спас другого *важного человека*, появившись буквально из ниоткуда! Он там что, блядь, просто мимо случайно пролетал? Для чего вообще два часа плясать с бубном вокруг грядущей схватки, если она кончается ничем — и герои бодро бегут дальше, побеждать лишённое всякого бэкграунда (конкретно в фильме) олицетворение агрессии и разрушительной силы?

Трилогия Нолана, даже «Человек из стали» пытались как-то развёрнуто показать своих героев. Порассуждать на какие-то другие темы, пусть не всегда оригинальные. Подтолкнуть к каким-то выводам.

Mauricio_Abril_Illustration_Art_Wonder_Woman

Всё, что делает «Batman vs. Superman» — выполняет роль шоумена, два часа тянущего время перед схваткой двух Йокодзун. Вяло и коротко показывает эту схватку, объявляет «ничью» в первом раунде, и устраивает ещё одну скучную встречу на ринге — чтобы проанонсировать следующий фильм. Попутно угоняя в точку одного из самых ярких антагонистов комикс-вселенной. То есть, делает ровно то, что делала «Эра Альтрона». Да, для кого-то это плюс — что ж, их точка зрения, о вкусах не спорят. Но для меня это не плюс, а повод отплюнуться.

Как-то спасти положение могло зрелище — но это не то зрелище, которого ждёшь от Снайдера. В здешнем сюжете я не вижу глубины и дистиллированной злобы «Часовых». В здешней картинке я не наблюдаю визуального пиршества «Легенд ночных стражей». В схватках я не вижу безумной фантазии и изобретательности (и опять визуального пиршества) «Запрещённого приёма».

 

Я вижу «Пиу-пиу, бдыщ, а потом всё взорвалось! И взрыв взорвался! И взрыв взрыва потом взорвался тоже! Пиу-пиу!». Короче, я вижу набор визуальных эффектов. Я вижу Майкла Бэя.

И это в данном случае совсем не положительная характеристика.

P.S. По поводу убивающего Бэтса. Я видел обсуждения в сети, видел эти эпической мощности комментарии: «Я фанат комикс-вселенной и мне норм». Ок. Если фанату норм, что Метрополис и Готэм разделены ебучим проливом (блядь!), значит, у DC заебатая фанбаза, которую можно трижды в день задорно проворачивать на хую. Это не мои проблемы.

Убивающий Бэтс. Ок, отлично. Да, он действительно убивал в нескольких комиксах. Но суть в чём? Суть в том, что на самом деле он не убивает. Не с самого начала, в старых комиксах вообще творится атомный треш. Но мы берём современный таймлайн, где милосердие – это его отличительный знак. И когда он всё-таки идёт на убийство — это очень, очень важно. Это всегда определённый, конкретный посыл к читателю. Милосердие — то, что отличает Бэтса от тех, с кем он борется. Перейти черту — значит перейти в другой лагерь. И когда он в определённых комиксах (у того же Миллера) черту переходит, это означает именно переход «на тёмную сторону».

Он ставит точку. Ему уже всё равно, добро он или зло. Он идёт умирать «и подбирает хвосты». Он уже не просто препятствует преступлению, он берёт на себя роль судьи. Он примеряет на себя эту роль не навсегда, а для последнего акта карьеры.

Строчащий из пулемёта Бэтс Бэя Снайдера не ставит точку. Не «подбирает хвосты», не собирается останавливаться и уходить со сцены ни на своих двоих, ни вперёд ногами. Он по-прежнему считает себя героем, творящим добро. Убивающий Бэтс здесь – не высказывание. Не посыл. Разве что посыл на хуй.

Fuck you, that’s why. Capisce?

P.P.S. Да, музыка охуенна. У Junkie XL, видимо, остались неиспользованные треки с работы над Mad Max — ничем иным я не могу объяснить схожесть настроения музыки в нескольких сценах.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.