Flash: Тёмная башня (The Dark tower)

Роланд и пустота.

«Тёмная башня» не то чтобы феерически плохой фильм: он просто никакой, как гамбургер из папье-маше. Можно дать характеристику тому, что работает — хорошо или плохо. Но как охарактеризовать то, что не работает вообще?

Это кино без сюжета, значимых событий, персонажей и зрелища. Всё перечисленное здесь, конечно, есть, но похоже на заготовки. На бумажный макет города, который так и остался макетом — и в который почему-то предлагают заселяться. «Тёмная башня» не работает ни секунды из своего (к счастью) непродолжительного хронометража.

Это не история о людях, которые преодолевают испытания и обретают что-то. Это история о людях, которые что-то либо уже приобрели, либо приобретают без усилий. Это не история о взаимоотношениях людей, потому что тут нет взаимоотношений. Эта история лишена завязки, кульминации и развязки.

Мальчик получает свои способности просто так, и так же просто и вдруг умеет ими пользоваться. Вот он узнаёт, что обладает даром. Вот — пользуется им так, будто занимался этим всю жизнь. Не задаёт вопросов, не пытается разобраться в происходящем.

Стрелок не преодолевает ничего. В фильме нет испытаний, бросающих ему вызов. Он просто есть, он просто идёт, он умеет стрелять (откуда? это дар? тренировки? опыт?). Он почему-то умеет сопротивляться магии Человека в чёрном (почему? как?). Он не то последний из семьи, не то последний из ордена, не то не последний, просто одиночка (об этом говорят много, но так и не дают конкретики — словно это и не важно; но если не важно, то зачем об этом говорить?).

Человек в чёрном лишён любой мотивации. Он приказывает любому умереть, и тот умирает. Он способен «перенастраивать» людей, контролировать их поведение. Он способен уничтожать чуть ли не народы щелчком пальца. Он берёт из воздуха летящие в него пули. Он, словом, существо с практически безграничными способностями. И всё же он жаждет уничтожить Тёмную башню чтобы править миром (да он и так практически бог — что за ерунда, какая Башня? кем он тут не может править — единственным Стрелком?).

Их взаимоотношения лишены развития. Вот Роланд избегает людей, потому что Человек в чёрном убивает всех, кто ему дорог. Вот он принимает мальчика, как своего сына. Просто потому что. Ни сомнений, ни попыток избавиться от пацана, ни связующего две судьбы события. Словно вывалилось и затерялось важное связующее звено между «А» и «Б».

И это справедливо для любого события, которое происходит в фильме.

Массу вопросов у людей вызывает не соответствующая первоисточнику расовая принадлежность актёров на тех или иных ролях (чёрная Гермиона из «Гарри Поттера», чёрный Роланд из «Тёмной башни», Скарлет Йоханссон в роли азиатки в «Призраке в доспехах»). Объясняю: исходить нужно из предпосылки, что расовые различия, различия цвета кожи или формы глаз, не более важны, чем цвет волос или глаз, форма носа или бровей. То есть, раз уж не важно, актёр с каким цветом глаз играет Роланда, то какая разница, какой у него цвет кожи?

Мир «Тёмной башни» лишён осязаемых черт. В фантастике и фэнтези есть приём: персонаж попадает в незнакомый мир, не понимает его правил и принципов. Он становится своего рода глазами, ушами и руками читателя/зрителя: они познают этот мир вместе, шаг за шагом. В «Тёмной башне» такой персонаж есть — это мальчик. Но познания нет. В какой-то момент паренёк, кажется, просто ни с того ни с сего всё узнаёт и понимает, а зритель так и остаётся в стартовой точке, заваленный собственными вопросами.

Почему башню может разрушить ребёнок? Почему цивилизация рухнула? Почему у захолустного племени есть портал в другие миры? Почему мутанты (или кто они там? кто они, бля?— тоже хороший вопрос) нападают небольшой группой и не пользуются, скажем, пулемётами и танками — раз уж они спокойно кочуют между мирами? Почему жуткая и явно отравленная ядом рана Стрелка забывается навсегда от горсти обезболивающего? Кто такой Человек в чёрном? Что там за давние отношения у них с Роландом? Кто вообще такие стрелки, сколько их было, о какой последней битве идёт речь? Откуда у Человека в чёрном его силы?

Прошлое мира — за кадром. Будущее мира — за кадром. Мотивация персонажей — за кадром. Развитие персонажей, «арка героя» — за кадром. Развитие взаимоотношений — за кадром. Что в кадре? Клишированный, тысячу раз виденный в других фильмах экшен, пустые и слабые диалоги. Намёки, ничего не значащие без контекста — которого здесь нет.

Будто есть сериал, который ты никогда не видел. А тут ты зашёл в кинозал и посмотрел восьмой эпизод третьего сезона.

И зачем, спрашивается, смотрел?

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.

  • Firepocket

    Ну, по слухам, сериал должен был есть, если бы это вот было удобоваримо. Но, кажется, не судьба.

    Кстати, перезапуск BSG начинался с двух телефильмов, которых маловато было для понимания всех механизмов. Но это им не мешало.