E3-2016: Штиль

Немного о минувшей Е3.

Впечатление номер раз: скучно и предсказуемо. Свои ожидания я излагал здесь, по итогам совпадений много. Да и в целом, насколько могу судить по комментариям в твиттере и материалам в прессе, вот это настроение: «скучновато», коснулось многих. Слишком мало энтузиазма с обеих сторон: как со сцен, так и от зрителей.

Почему — однозначно судить сложно. Возможно, отчасти причиной стало то, о чём я писал в «ожиданиях»: прошлогоднее шоу было слишком «dreams come true», сложно было бы не только переплюнуть его, но и хотя бы удержать планку на прежнем уровне (нет, у Sony не получилось).

Однако сейчас, когда информация разобрана и расфасована, появилось и другое мнение. Мысль, что консоли тяжело, но входят в стадию «нового поколения». Уберите топоры и вилы, вы снова всё не так поняли — речь не то чтобы о технологиях. Дело в том, что сейчас, в 2016-м, кажется, догремел (назовём этот неприличный звук так) первый залп, отстреляна первая обойма: выходят последние из тех игр, что начинали разрабатываться ещё во времена прошлого поколения. Те, что пытались усидеть одной жопой на платформах разной мощности. Те, что на ходу отбрасывали старые плаформы, не вполне ещё ориентируясь на новые.

«Залп» растянулся на два с лишним года. Всё это время не отпускала мысль: слишком много ремастеров, слишком много новых игр, которые выглядят просто как ремастеры старых. Сохранялось ощущение, что сделав технологический шаг вперёд, игры не знают, куда сделать шаг качественный. «Мы сменили консоли, что теперь?» — «Пожалуйста, ждите ответа, пока вот запас старых игр, которые вы можете запускать на PS4 и XO».

Запас исчерпан. Минувшая Е3 ответа на больной вопрос не принесла. От больших издателей, с их извечной осторожностью, ответов никто и не ждёт (не ждёте же? я в вас верю): это флюгеры, которые повернутся туда, куда будут из всех сопел дуть мейджоры-консоледержцы. Издатели в точно такой же растерянности — посмотрите на EA, посмотрите на Ubisoft. Одна сверкает голой жопой во всём, что не относится к спортсимам, выдавая самую тошнотную и позорную свою конференцию за… За сколько лет? Другая действует смелее. Там даже анонсирована одна новая игра. В открытом мире. Мультиплеерная. С вышками.

Я сказал «новая»? Не ведаю, что несу, господа, каюсь.

Хотелось свежего ветра, который повернёт «флюгеры» туда, куда надо. Но в полной мере необходимость в таком ветре осознаёт, кажется, одна только Sony — и это, увы, не ураган. Это слабый вздох. С другой стороны, Microsoft и вовсе сияла в безумной славе бегуна, подрезающего свои собственные сухожилия. Nintendo? А мы не договаривались, что эту компанию мы держим в отдельном загоне, куда заходим только со словарём «чужих-непонятных-слов»? Давайте договоримся. Этот ветер не вертит флюгеров — уж точно не раньше анонса NX, без которого E3 2016 обошлась.

Разница между Nintendo и остальными — для меня — по-прежнему в том, что от них я жду (и получаю) консольных игр, а не дешёвой альтернативы PC-железу. Так и останется. Но сейчас я искренне не понимаю, что они делают. А за всеми их движениями слежу с нескрываемым ужасом: представьте, что вы наблюдаете за идущим над пропастью без страховки канатоходцем. Который, по совместительству, ещё и единственный приличный человек на много километров вокруг.

Не будем о них, пока не будем. Будем пока о мейджорах (по-нашенски мажорах).

Впечатление номер два: что эти твари делают? Нет, правда: что?

Bethesda на один верный шаг делает три неверных — не привыкать. Ubisoft осторожна — как всегда — но это люди, что называется, честно сочиняющие чужую музыку. Не привыкать. EA… Не знаю, что ещё сказать о EA. У их Bioware всё ещё нечего показать по Андромеде.

Не то, чтобы я отчаянно ждал Андромеды. Это ведь Bioware. Они чудесно обосрались с Dragon Age 2. Они совершили невразумительную эскападу с онлайновым Old Republic. Они запороли трилогию ME. Они выпустили Инквизицию, осторожную и стерильную, будто обмусоленную церковными ханже-феминистками, вооружёнными секаторами для кастрации. Чего ещё ждать от Bioware, кроме грязных подгузников? Пусть её игры хвалят те, кто по 20 лет верно надрачивает на одну и ту же состарившуюся порноактрису.

И то, что им всё ещё нечего показать — это, конечно, смешная трагедия: подозреваю, что хочется Ведьмака, а получается то, что привыкли плюс отсутствие яиц. Без яиц Ведьмаки не родятся.

Microsoft — о! Мало, что вся презентация утекла в сеть за сутки до дня Д, так эти ребята ещё и стреляют себе в ногу на каждом шагу. Сначала — анонс новой консоли, slim-версии XOne. Толстух покупать уже не надо! (БАХ, выстрел в ногу). Хорошо? Наверное. Но поздно — вы всех заебали своими выкрутасами (БАХ, выстрел в ногу).

Потом — непрерывно подчеркивают, что консоль покупать не надо: каждый игровой трейлер у них теперь сопровождается небольшой ремаркой: «Вы можете и на PC в это поиграть, консоль вам нахуй не нужна!» (БАХ! Выстрел в ногу).

А в финале — анонс более мощной консоли. С пояснением: да, вам и новую slim покупать не надо, если вы надумали; с 12-м ударом часов она превратится в тыкву (БАХ! Выстрел в ногу). И да, всё по-прежнему выходит на PC (БАХ Выстрел в ногу). Quo vadis, Microsoftina?

Представьте себе стоматологическую компанию, которая делает большую презентацию. И выдаёт такие заявления:
1) Пока можете не пользоваться нашими клиниками, вскоре появится новый, более совершенный способ лечения зубов
2) На самом деле, можете вообще не пользоваться нашими клиниками никогда, есть альтернативы, мы вас проводим
3) Кстати, скоро у нас будет совсем новый способ лечения зубов, ещё лучше! Но у конкурентов всё равно круче, вот карта, как к ним пройти

Ребят, соберитесь, посовещайтесь там, что ли. Скооперируйтесь как-то. Потому что это вот была самая безумно-непоследовательная хуйня, что я видел в жизни. Напоминаю: вы — не Apple. Чтобы из года в год продавать людям одну и ту же железку, но чуть более отполированную — надо сначала сделать так, чтобы эту железку хотели все.

То что вы делаете со своей железкой, по поводу которой вы и сами не понимаете, зачем она нужна — это проворачивание на хую последних, самых упоротых поклонников, под свист и улюлюканье недоброжелателей. Как-то что-то надо делать с этой своей самоуверенностью.

*свистит, улюлюкает*

Да, чтоб два раза не вставать, впечатление номер три: от всей этой движухи с новыми консолями веет чумой. Я понимаю, что как Apple хочется всем — но вы делаете не девайсы для комфортного веб-серфинга. Вы делаете консоли, на которых играют в игры. И если все упорно не замечают стоящего посреди комнаты слона, то я, так и быть, ткну в его хобот пальцем: срок разработки игр увеличился.

Можно раз в три года менять девайс, если игры для него разрабатываются по шесть месяцев. Но если вы три года назад пообещали выпустить игру и до сих пор не можете показать хотя бы геймплейного ролика — продать под это дело обновлённый девайс становится сложно. Нам предлагают «консоль сегодня, завтра игры», а назавтра всё ещё нет никаких игр, но уже есть новая консоль. И на послезавтра. И шлем вот ещё купите. И геймпад новый.

Вы не охуели там?

И да, Sony. Я не буду их хвалить. Не буду делать вид, что для меня хоть что-то значит живой оркестр: я сделал удивительное наблюдение, что от живого оркестра игр на моей плойке не прибавляется (цените, пользуйтесь). Не буду делать вид, что мне сколь-нибудь интересен ремейк Крэш-бандикута: я не мог в это играть тогда, раньше, он был космически плох даже по тогдашним меркам. Не буду делать вид, что мне интересен VR: я помню о (печальной) судьбе периферии от Sony. Не буду делать вид, что Кейдж не занимается банальщиной (снова), а Кодзима не раздувает огромный воздушный шар из крохотного презерватива (снова).

Но Sony, всё же, показала несколько свежих игр. Показали с геймплеем. И это позволяет сделать последний вывод: всё это куда-то, но движется.

На полтора поколения мы застряли в паре «игр по умолчанию» — в том самом вчерашнем ветре, вертевшем флюгер. В лекалах, по которым строилось большинство. Первая из этих игр — Gears of War, на много лет прилепившая нас к укрытиям. Вторая — GTA, на много лет выпустившая нас в пустые, но огромные открытые миры, в безопасные путешествия по десяткам одинаковых «точек интереса».

Сейчас я вижу, что поиск новых «игр по умолчанию» идёт. Я вижу, что первыми в списке стоят Minecraft, The Last of Us и Witcher 3. От первого берётся песочница, построенная на взаимодействии с открытым миром. От второго — манера повествования. От третьего — детализация мира. Да, ориентиры достойные. Да, самые очевидные. И да, определённо имеющие запас прочности.

Но нет — это не ветер перемен. Это лёгкий бриз после долгого штиля, который, кажется, даже самые восторженные уже не воспринимают как ураган.

Бури хотим. Хотим бури.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.

  • Александр

    Как могла бы выглядеть буря? Недавно еще надеялись на инди-говно, типа, раз независимые, то будут эксперименты и извращения — как-то не сказать что вышли ни эксперименты, ни извращения, никакого авангарда, который могли бы подхватить большие дяди и развить идеи, не видно.

    • Честно — я не знаю ответа на этот вопрос. Может быть, издателям стоит отрастить яйца и перестать лавировать между интересами разнообразных скучающих фанатиков. Дать творческую и финансовую свободу индивидам. Почему я не вижу в большой индустрии имён — новых, 20-летних Кодзим, Мацун, Миямот, Шайферов, Кармаков и т.д.? Таланты кончились, остались старпёры? Смешно же: просмотр очередной Е3 можно сравнить с просмотром какой-нибудь «Песни Года» — где из года в год на сцену выбегали мумифицированные Пугачёва, Кобзон и Киркоров и пели про «Через расстоянья».

      Индустрия сейчас — безликие группы «людей разных рас и вероисповеданий» плюс растерявшие запал старпёры, выдающие старые хиты в новых аранжировках. А самая на этот момент высокооценённая игра 2016-го — мультиплеерный (потому что модно давить на мультиплеер) шутер без насилия (потому что высокий возрастной рейтинг снизит продажи), с набором персонажей для всех категорий граждан, которые потенциально могли бы чем-то возмутиться (с гомосексуалистами пока не ясно — но рано или поздно одну или сразу обеих жопастых тётек объявят лесбиянками, я уверен; заодно отметут потенциальные обвинения в объективации женщин). Это хорошая игра, да. Но новизны и смелости в ней не больше, чем калорий в рисовом зёрнышке.

      Где-то в области мозга, отвечающей за рациональное мышление, есть понимание: время бурь прошло. Потому что кризис идей. Потому что там негры, тут феминистки, тут общество защиты животных, а вот там ассоциация по защите прав коренных жителей острова Кей Колкер. Потому что большие бюджеты, большие риски, крохотные изменения, которые в пределах серий вырастают во что-то весомое выпусков за 3-5. Это творческий акт, на котором научились делать большие деньги и который подвергается цензуре — и творческим актом это уже не будет никогда, если не смягчить условия. Даже инди-игры просто заняли свою крохотную нишу (но они, всё-таки, влияют на «большую» индустрию, если прибыль действительно весома: то же засилье конструкторов пришло из Майнкрафта, сурвайвал-элементы, опять же).

      Можно сидеть, как я, в комнате с обитыми войлоком стенами и скулить. Можно отрастить себе память аквариумной рыбки и честно восторгаться одними и теми же элементами, которые повторяются из года в год. Можно с лупой виснуть над тизером игры от Кодзимы и на 15 000 печатных знаков размазывать поиски глубокого символизма в песчинках на пляже («Это символизирует множественность планет!» — о боги, боги мои, что я читаю?)

      А желание «Хотим бури!» — это желание получить настоящий повод перестать страдать перечисленной выше хуйнёй, вместо этого получая искреннее удовольствие и не находя подходящих слов, чтобы это удовольствие описать. Но если у индустрии яйца уменьшались, потом превратились в яйчишки, а потом и вовсе отвалились — то что поможет отрастить их обратно? И что будет лет через 20, когда локомотивную старпёрию доконают старость, болезнь Альцгеймера и инфаркты? Я не знаю. Нет, правда не знаю.

  • Alex

    Мне кажется, что Microsoft в кои то-веки набралась смелости признать очевидное — они проиграли битву за это поколение консолей. One непопулярен, эксклюзивы для него не повышают продажи до нужного уровня. Sony уже обогнала Microsoft и догнать ее с One у компании не получится.

    Самое верное решение в этой ситуации — популяризировать Win 10 в качестве игровой платформы (со своим собственным магазином и форматом игр) и попытаться громко заявить о себе со Scorpio. One S — презентовали «на отъебись» потому что, а как иначе? Очевидно, его начали делать еще во времена, когда компания верила в обычный One. Приставка подоспела к релизу в момент, когда стало очевидно — она нахуй никому не нужна. Не отменять же ее?

    В общем, думаю Microsoft как-никак выкрутилась, сохранив подобие лица. Куда лучше, чем тратить силы на попытки реанимировать труп One.

    • Нет, она никак не выкрутилась и не сохранила подобие лица — достаточно посмотреть на реакцию публики. Там удивительное единодушие. Ответь: как эти действия помогли Microsoft сейчас? Люди решили, что надо брать Xone? Нет, всё выходит на PC. Решили, что надо брать «слимку»? Нет, потому что выйдет Scorpio. Побежали покупать Scorpio? Нет, до него ещё минимум 18 месяцев.

      Чего добились-то, как выкрутились? Не вижу.

      Отстать в гонке от Sony и вступить в гонку со Steam — это как потеряв руку начать пилить себе ногу: решение ни в какой степени не верное. Учитывая херовое качество сервиса, отсутствие региональных ценников и чудовищную оптимизацию Win 10 портов, верным решением для них было бы сразу пустить себе пулю в голову. Что ж, удачи им в этой гонке.

      Приставку отменять не нужно — достаточно объявить о разработке Scorpio не одновременно с One S и за полтора года до (примерной) даты её, Scorpio, выхода, а месяцев за шесть до релиза. «Как иначе»? Это довольно просто: продукт ты запускаешь не завтра, чем он будет — сам толком не знаешь. Значит, незачем о нём рассказывать сегодня, убивая продажи того, во что уже вложены деньги и что есть уже сейчас. Это, в общем-то, азбука.

      Я поясню, что сейчас сделала Microsoft: они обосрались с объявлением DRM, поздним запуском по всему миру и ненужным им самим кинектом. Сейчас они «берут реванш», делая то же самое. «Возможно, если на грабли не наступать, а как следует на них прыгнуть — результат будет иным?» — ну конечно иным, конечно.

      PS: в голову сейчас пришёл простой, но, по моему, наглядный пример. Представь, что завтра Sony запустит глючную, неудобную и дорогую операционную систему, и заявит о планах пересадить на неё PC-юзеров. Вот примерно так же выглядят планы MS по отбору куска пирога у Steam.