Star Wars VIII: The Last Jedi (Звёздные Войны: Последний Джедай)

*дежурная банальность о смерти последней надежды* и *spoilers above*

Сразу обговорим одну главную предпосылку касательно Диснея и «Звёздных войн». Франшиза, скорее всего, должна постепенно превратиться в этакий «Звёздный Marvel». Не только в плане очевидной дойки зрителя, но и в плане содержания: на это намекает возня вокруг доступности Силы без тренировки. Идея хорошая (срать на сраный канон) — можно внедрять во вселенную сколько угодно новых героев и злодеев с какими угодно способностями, какими угодно световыми лазерными нагайками, любыми альянсами. При этом вообще не заморачиваясь объяснениями «чего и откуда». Вот талант у неё/него, чего ещё надо?

Это воздух, которым законсервированная каноном франшиза может начать дышать.

Но то — потенциал. На самом деле, получится настолько же душно и без примеси фантазии, как в MCU со Мстителями и Торами. Уже сейчас VIII эпизод, продолжение приключений диснеевской принцессы в далёкой-далёкой галактике, выглядит настолько Marvel’ом, что вот-вот Стражи галактики в кадр влезут. Потому что для фантазии нужна творческая свобода, а кто её даст в случае с «мультимиллиардным носителем бабла»? Когда свобода ограничена прутьями клетки, это уже не свобода (а демократия, хе-хе). А здесь она ограничена. И людям, верящим что Джонсон в восьмом эпизоде или Абрамс в седьмом на что-то там серьёзно влияли, стоит пройти курс лечения детских заблуждений.

Скажем так. У новейшей трилогии есть костяк, ключевые герои и события, которые с ними должны произойти. «С Рей и Кайло произойдёт то-то, так-то». Режиссёрская свобода здесь только в заполнении пространства между чекпоинтами. Абрамс играл в постмодернизм, заполняя его раскавыченными цитатами из четвёртого эпизода. У Джонсона получается лучше (хотя и он цитирует — теперь уже пятый и шестой эпизоды, и это сильнейшие моменты), свежее. Уже на уровне новой лукасовской трилогии. То есть, лучше, но всё ещё плохо.

В хвалебных одах и негативных отзывах на восьмой эпизод выделяется два момента: 1) фильм насилует канон «Звёздных войн», 2) сам по себе фильм хорош как произведение киноискусства. Посмотрев фильм, не увидел ни первого, ни второго.

Что касается канона, на земле по-прежнему не родилось человека, который бы сумел надругаться над ним сильнее, чем сам Лукас с мидихлорианами, подростковым ангстом, Бинксом и т.д. Всё, что делает Дисней, на фоне создателя вселенной детские игры, жалкие потуги. В восьмом эпизоде нет ничего худшего, чем делал Лукас в своей новой трилогии или переизданиях старой. Ну, отказались от обучения джедаев — не так страшно. Тем более, что джедайские тренинги были больше направлены на воспитание, на внедрение падавану понимания «великой ответственности, приходящей с великой силой». Чтоб, так сказать, ощущение собственной мощи вкупе с благими намерениями не толкали на тёмную сторону и всё такое. Сам джедайский совет с вечным нейтралитетом, с политикой невмешательства, выполнял больше функции (выражаясь Marvel-языком) «контроля за сверхлюдьми», нежели регулятора, галактического ООН. А истории вертелись вокруг утихомиривания сверхлюдей, решивших наплевать на нейтралитет и установить мир во всём мире.

Оригинал-то был про это самое. Как и расширенная вселенная, старая республика с Реваном и так далее. И в идеальном мире, история новейшей трилогии должна бы вылиться в разгул вот таких сверхлюдей, приводящий к пиздецу и глобальной войне и пониманием что ну, блядь, надо создавать новый Совет и всё это как-то устаканивать.

Но то в идеальной вселенной, не в нашей.

А суперменские полёты в открытом космосе, навыки фехтования из ниоткуда, вычёркивания старых героев — да чёрт бы с ними, срать на них. Всё в допустимых рамках.

Что до «хорошего кино» — то как кино VIII эпизод плох. И дело не только в том, что отведённое ему как режиссёру пространство Джонсон забивает бессмысленными телодвижениями героев (а их действия не приводят ни к чему и не меняют ничего, возвращаясь к исходным точкам). Прежде всего, фильму, как и прошлому, чудовищно не хватает фантазии. Сколько бы я не помоил Лукаса, ему не изменяло стремление придумывать: разные планеты, культуры. Его мысль носилась из города-улья в город-под-облаками, залетала в город-на-деревьях, проносилась сквозь пейзажи Набу, с её разными культурами, обладающими собственной архитектурой, традициями, способом ведения войны. В летящем сквозь космос астероиде обитала хищная тварь, из песка выбиралось жуткое нечто, состоящее из рта и зубов. Далёкая галактика была разной.

Всё, что делает Дисней — копирует (как в случае с пустынной планетой) или создаёт нейтральные пейзажи. Притон галактического сброда из седьмого эпизода копировал притоны Татуина. Характеристика единственного «населённого пункта» восьмого эпизода? Сложно поверить, но это притон галактического сброда. «Последний джедай» ни разу не удивляет ни картиной какой-то цивилизации, ни необычным существом.

Фильм «странно» смонтирован. Он способен оставить сцепившихся в схватке персонажей, перенестись к другим (что нормально). Но вернуться к сцепившимся не через пять минут, а через 20. Когда напряжение остынет и возврат для зрителя будет звучать как: «Ах да, они же там дрались, ага. Так и в чем сыр-бор, кто кого поймал, кто чего сказал? Забыл уже». Он способен влепить (буквально влепить, как пощёчину) нравоучительную банальность. Как в сцене с тараном стенобитного орудия, от которой разочарованный «ох» прокатился по всему залу.

Он не удивляет персонажами. Я понимаю, социальная справедливость, необходимость соснуть у инквизиции XXI века, чтоб не убили. Пухлая азиатка в компании чёрного штурмовика и цыганского пилота помогают боевой женщине спасти галактику, ладно. Но почему эти персонажи должны быть настолько неинтересны? Куда смотрит галактическое отделение SJW, где инопланетяне в команде? Почему единственный новичок, обладающий харизмой — проходной взломщик, который появляется в сюжете как рояль из кустов и исчезает быстрее, чем ты успеваешь сказать: «Ого, тут есть кто-то живой»?

Почему его, проходного, я по трём кадрам запоминаю как индивидуальность, а об остальных после выхода из кинозала помню только характеристики «туповатый(ая)», «пухлая», «азиатка», «чёрный», «имба»? Почему я из оплёванного «Изгоя» героев помню, а тут — нет? Критики вот пишут — ради деконструкции.

Ебать, это с каких пор деконструкция заменила необходимость в интересных персонажах? Что я пропустил? Вы там совсем ёбу дали в своей дрочке на постмодернизм? Вы в музее современного искусства оцениваете замысел полотна о мраморной свиной голяшке, или таки в кино на космоопере?

Деконструкцией объясняют и то, что фактически любой интригующий момент новейшей трилогии заканчивается фигурой из трёх пальцев. (дальше очень спойлерные спойлеры)

Длившаяся два эпизода тайна родителей Рей заканчивается ничем. Для чего было огород городить?

Линия с тайной «манящей тьмой ямы» заканчивается красивой сценой «тральфамадорец-Рей» и сюжетно — ёбаным ничем. Для чего она?

Тайна джедайских свитков — ёбаное ничего. Всё сгорело, но их спасли, но это ни на что не влияет.

Поиск Люка в течение целого эпизода — да не, он не будет учить, просто ёбаное ничего.

Борьба Рей и Кайло. Может, она вытянет его на светлую сторону, но новые соратники ничего не простят и он вернётся во тьму, станет ещё хуже? Или он перетянет Рей на тёмную сторону? Нет и нет. Все вернутся на исходные, лол, чего вы ждали.

Сноук ещё себя покажет! Нет, конечно нет. Привет, Сноук. Пока, Сноук.

Люк ещё себя покажет! Нет, конечно нет. Привет, Люк. Пока, Люк.

И так далее. Два с половиной часа, два года ожидания, недомолвок, теорий и догадок — ради петли с возвращением к исходной точке. В масштабах единой истории это, по сути, филлер. Удивляет одно: почему эпизод не предложили снимать Кодзиме. Он давно делает подобное в играх, при этом явно мечтая о лаврах кинорежиссёра.

Если критики испытывают удовольствие, обнаруживая в каждом чёрном ящике резиновый хуй с подписью «ха-ха, наебали» — то у меня так не получается. Я был уверен, что схожу в кино как минимум два раза, но по итогам нескоро пересмотрю эпизод и после выхода в домашний прокат.

Пока же это выглядит как порно, в котором осторожно ебут парализованную старуху, а зрители выражают восторг по поводу необычности миссионерской позы.

Позовите, когда режиссёры наиграются в постмодернизм, разрушат прошлое и начнут уже ебашить что-то свежее и интересное. Свистните, когда в этом появится задор, ладно?

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.