Social Justice Warrior Jessica Jones

Примерно на седьмом или восьмом эпизоде я поймал себя на том, что мысленно монтирую видео, вырезая ненужные сцены. 



Я «выкидывал» их одну за другой: «Так, вот эта линия никуда не ведёт, тут затянутая сцена, это просто филлер, это портит сюжетную канву. А это тут зачем? Мусор, мусор. О, отлично, оставим. Мусор, мусор». После работы ножницами остаётся хороший полнометражный телефильм с лёгким налётом супергероики (который, кстати, можно было бы усилить, сэкономив бюджет на бессмысленном наполнителе).

Внутренний редактор истошно кричит от объёма несделанной работы. Авторам «Джессики Джонс» есть, что сказать зрителю. Увы, вся речь сопровождается междометиями, словами-паразитами и жеванием соплей. А если сохранить лишь сухой остаток, часть из него ты просто не захочешь воспринять.

Не без проёбов

Да, это хороший сериал по комиксам — на фоне той безыдейности, что вообще творится в формате, Джесс смотрится выгодно. Тут интересная картинка, осмысленно выставлен свет и цвет, примечательна операторская работа. Если помнить, что ТВ — это, прежде всего, картинка, то тут всё более чем в порядке.

Интересен и подход к супергероике — «Сорвиголова» проложил отличную колею. С одной стороны, эта тематика чаще держится на заднем плане: никаких костюмированных ребят. По настроению сериал ближе к эпохе постсупергероики, в духе таких фильмов, как «Watchmen», «Kick-Ass», «Defendor», «Super». Героизм персонажи чаще ассоциируют с болью и грязью, с муторной тошнотой похмелья. Смерть, кровь, страдания и бессонница — вот о чём здесь говорят, рассуждая о героике. Даже восприятие ломается, стоит на экране показаться каким-то сверхспособностям: то ли потому что выглядит дёшево, то ли потому что тёмная атмосфера крошится под беспощадным каблуком комикс-пафоса. Ну, к слову, «Отважная сотона» с этим справлялся лишь немногим лучше.

С другой стороны, сериал получился намного более фансервисным, чем история Мэтта Мердока. Его самого тут, правда, лишь упоминают — как и звёзд «Большого хоккея»: Зелёного Парня и команду. Зато в кадре светится уже не только пара «протагонист-антагонист» из числа героезлодеев комиксной обоймы второго звена. Кроме Джессики и Киллгрейва я насчитал ещё троих: Ньюк (с повадками Карателя), Адская Кошка (её тут вообще изменили и оставили без способностей — пока), Люк Кейдж (выполняет функции порноактёра по запросу «white girl, black cock»).

Правда отметить кого-то можно лишь с оговорками. Отличный получился Ньюк — поступает, правда, не всегда адекватно. Да и, повторюсь, повадки Карателя заставляют спросить: а что мешало поставить в сериал самого Фрэнка Кастла, в качестве приквела ко второму сезону «Сорвиголовы»? Неплохая получилась Джессика — жаль, что некоторые интересные линии не стремятся завершать («Я не приказывал её убивать, я сказал займись ей. Ты принимала решение!» — и что?).

И, конечно, отличным получился Киллгрейв. Я помню его ещё клоуном в ранних комиксах «Сорвиголова» (ну, там все были клоунами — талант Стэна Ли), тут он совершенно другой: циничный, опасный, непредсказуемый садист с бесконечным запасом харизмы. Едва ли не каждое его появление на экране становится праздником. И снова оговорки: во-первых, Киллгрейва мало. Во-вторых, парня бездарно и глупо сливают в финале: его ошибка противоречит самому характеру персонажа и совершена исключительно волей сценариста. Потому что ребята сами загнали себя в ловушку: когда злодей по выстроенным сценарием правилам становится непобедим — правила приходится нарушать. Что моментально рушит весь фундамент, здание истории валится набок.

[spoiler on] Что должен был сказать в финале Киллгрейв, чтобы проверить — послушна ему Джессика или нет? Очень просто: «Джессика, убей свою сестру». Обман выявляется, злодей растворяется в закате.
Что делает Киллгрейв? Он говорит: «Эй, сестрёнка, поцелуй меня. Что, Джессика не реагирует? Ага, она в моей власти!» Итог печален, персонаж слит. Громкие «Фууууу!!!» из зала. [spoiler off]

Social Justice Warrior Jessica Jones

В самом начале я упомянул, что если выкинуть из истории всё лишнее, будет сухой остаток, из которого половину ты, скорее всего, не захочешь воспринять. Пора пояснить мысль: дело в том, что Джессика Джонс — это Social Justice Warrior.

Это, конечно, смешно. Но если счистить накипь, останется скелет вполне в духе времени: война полов, война рас. Стоит только взглянуть под определённым углом на стороны конфликта.

Вот, условно говоря, «сторона добра». Кто на ней? Героиня — жертва насилия, морального и физического. У неё есть сводная сестра — которая тоже непременно станет жертвой насилия. На её стороне адвокатша-лесбиянка (Тринити, как ты постарела). Иногда на ту же сторону встают мужики: останутся чернокожие (чёрный сосед, чёрный Люк Кейдж, чёрный коп), а вот единственный белый (спойлер!) окажется мудаком, агрессором и предателем. Ему дадут шанс, он его просрёт. Ну, потому что сколько белому хуеносцу шансов не давай, нормальным человеком он не станет. Это очевидно.

Вот, условно говоря, «сторона зла». На ней — белый мужик. Он — злобный манипулятор, насильник и садист. Наделённый, по какой-то вселенской ошибке, практически безграничной властью над остальными людьми. Кто там ещё белый? Ага, отец злодея — ну, сам его породил, яблоко от яблони. Ну и тот самый белый коп-мудак. Примечательная компания.

То есть, смейся не смейся, а акценты вот такие — никуда от них не денешься. Можно, конечно, открещиваться: дескать, сами авторы ничего такого не говорили и не подчёркивали (я, кстати, не углублялся — может и говорили где, а может никто не спрашивал). Но у нас есть законченное произведение. И если говорить, что у него есть некая смысловая нагрузка — приходится признавать, что нагрузка вот такая.

Доволен будет SJW. Ну и слепой с глухим тоже, наверное, ничего не заметят.

Where`s the love?

«А где же любовь? А любви нет, бро» — ещё один посыл сериала, и вот он как раз ценен. Потому что если посылу SJW для самоутверждения приходится ломать сценарную логику, то посыл «про любовь» остаётся честным со зрителем до конца. В конце всей депрессухи из машины не выскочат божественные пони и не выдадут финал противоречащий всему, о чём тебе рассказывали на протяжении 13 эпизодов.

Jessica Jones раскрывает грязную сторону любви. По её версии, отношения (любые, не только разнополые) — это мутная жижа сомнений, подозрений, лжи, подстав, манипуляций, предательства и сводящей с ума ноющей боли. Больно всем.

Джессике — за то, что обманули, за то, что обманывает. Люку — за обман и погибшую жену. Киллгрейву — за то, что его вообще никто просто так любить не хочет, начиная с родителей и заканчивая безнадежно желанной Джонс. Лесбоадвокату (да и всему любовному лесботреугольнику) — за обман (снова). Больно всем.

Все 13 серий тут кипит, гниёт и воняет болото любви. Кто-то, кто послабее, уйдёт на дно (в одном случае — буквально, хе-хе). Но сама фраза «Я тебя люблю» прозвучит за всё время лишь дважды. Один раз — из уст маньяка в адрес жертвы. Второй раз — из уст Джессики в адрес сестры и подруги.

Два «вида» любви, конкретная точка зрения на оба. Можно с ней не соглашаться, можно спорить. Но она аргументирована. Линия доведена до конца. И лишена свойственной теме приторности. За это «Джессику Джонс» можно, как минимум, уважать. Это — тот минимальный общий повод, по которому её стоит смотреть (другие поводы у разных зрителей будут разными).

От затянутости вперемешку со скомканностью, сценарных проёбов и прочего никуда не денешься. Но это, кажется, уже свойство жанра: других сериалов по комиксам мы, видимо, не заслужили. На таком фоне вдумчивое препарирование хотя бы одной темы — уже повод всё перетерпеть и не отказываться от просмотра. Оно, к сожалению, свойством жанра пока не стало. Грех разбрасываться редкими возможностями.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.