12-25

Прочёл тут довольно странную заметку вроде как про недостатки современных игр (хрен поймёшь, на самом деле, про что там: современная журналистика такая современная, но судя по всему именно про это). На мой взгляд, рассуждение в духе «кино изменилось, потому что мест в зале стало больше, режиссёры работают не на тех продюсеров, а поп-корн стал не такой сладкий». Имею, что возразить по поводу.

По мне, так единственная проблема сегодняшних видеоигр в избирательном подходе к аудитории. Вот для этой аудитории мы игры делаем — она большая, приносит много денег. А вот эта аудитория приносит денег меньше — поэтому мы или вообще для неё ничего не делаем, или делаем очень редко.

Кино тоже проходило этот этап: сейчас основная аудитория кинозалов — люди в возрасте от 12 до 25 лет. Изредка что-то перепадает детям и взрослым, практически ничего — безвозрастной категории, предпочитающей артхаус. Но у артхаусников есть свои элитные кинозалы, есть работающая замкнутая сама на себя авторская, назовём её так, индустрия. То, что недобирают в кинозалах дети и взрослые, тоже с недавних пор компенсируется: благодаря сериалам. С детьми всё понятно, рынок не новый: целые телеканалы живут за счёт собственных и покупных детских сериалов и мультсериалов. Рынок взрослых сериалов стремительно развивается прямо сейчас: на дворе, можно сказать, их эпоха.

Во-первых, выросли их бюджеты. Настолько, что можно снимать «Игру престолов» не на фанерных декорациях и с работой гримёров, костюмеров и прочей киношной братии на уровне «Властелина колец». Во-вторых, заточенность кабельных каналов под взрослую аудиторию позволяет им отбивать бюджеты на «взрослых» темах. Речь не только об обнажёнке и кровяке (которой, конечно, хватает), но и о некоторых непопулярных точках зрения, табуированных темах. Или о темах вроде кризиса среднего возраста — которым, понятно, нет места в очередных киношных «Мстителях». Так, в сверхпопулярном Breaking bad не гнушаются убийством детей. Tyrant (по крайней мере, пока) поднимает темы, противоречащие привычной американской ура-пропаганде. А True Detective, понятно, совсем не про расследование убийства. В общем, если в большом кино существует негласный запрет на эксперименты, то для сериалов это фактически хлеб.

Что касается игр, то тут за эксперименты отвечает инди-сектор. Он же, изначально, занимает нишу «артхауса от видеоигр». Основной рынок занят той же возрастной категорией, что и Голливуд: 12-25 лет. То есть, максимум зрелищности, минимум ума. Детская и взрослая возрастные категории оказываются, фактически, в пролёте. Нередко доводилось слышать (да и сталкиваться с этим самому) о том, в какой тупик ставит даже опытного геймера вопрос знакомых: что купить поиграть ребёнку?

То есть, игры есть, но их дьявольски мало. Либо слишком жестокие для ребёнка, не вошедшего в мрачную пору тинейджерства. Либо слишком сложные. Либо ещё что-то. Оговорюсь, что на PC какой-то «детский рынок» существует — но это настолько невзрачные поделки, что о них и вспоминать не хочется.

Аналогичная ситуация и со «взрослыми играми». Речь не о том, что принято считать таковыми в срачиках на тематических форумах: все эти CoD, GTA, Assasin`s Creed и прочее рассчитаны на подростковую и постподростковую аудиторию, те самые 12-25. Даром, что там рейтинги бывают 18+ — всем понятно, кто в это играет на самом деле. Максимум зрелищности, минимум глубины, упрощение сложных тем до чёрно-белого разделения мира. Где 20-летний игрок найдёт глубину и драму, там аудитория за 30 увидит лишь плоский, как тарелка, заезженный сюжет.

В итоге старшая аудитория постоянно испытывает бешеный дефицит. Мы любим блокбастеры, мы совершенно не против них. Но чем старше мы становимся, тем выше в нас потребность в рефлексии. Жизненный опыт необходимо перерабатывать и, упакованным в аккуратные коробочки, раскладывать по полкам сознания. В этом, отчасти, состоит смысл искусства: не важно, творишь ты сам или только потребляешь творения других — всё рефлексия, всё понимание себя и окружающего. Чем старше — тем глубже, от детского «трава зелёная, одуванчик жёлтый» к доскональному изучению причинно-следственных связей.

Но если ты геймер, если ты вошёл или вплотную приблизился к «среднему возрасту» и соответствующему кризису, если ты при этом не любишь артхаусные инди, то отдушины у тебя практически нет. Есть подростковый рынок блокбастеров, в рамках которого всё становится только лучше — больше взрывов, больше полигонов, чётче текстурки (а вне рамок всё становится только хуже и тупее, но для целевой аудитории это не очень важная проблема). Есть рынок инди, с остоебенившей пиксельной графикой «под 90-е». А полноценного рынка дорогих, но серьёзных вещей — подобно тому, что развивают кабельные каналы в киноиндустрии — такого нет.

Раз в сто лет, конечно, палка тоже стреляет. Стреляет очень громко и круто, подчас с неожиданных сторон. Кто, например, мог ожидать, что Naughty Dog, задающие фактически моду в среде подростковых блокбастеров, вдруг жахнут с The Last of Us, с маниакальностью Достоевского исследующей тему потери? Лично я ждал очередной мыльной стрелялки про добро и зло, для меня всякие неоднозначные разборы вопросов морали стали сюрпризом.

Но то — раз в сто лет.

Понятно, что политику разработчиков сегодня определяют менеджеры, работающие по одной схеме. Для которых направление деятельности компании лишь переменная, где Х может быть хоть рынком видеоигр, хоть рынком книг, хоть рынком брендовых эмалированных тазиков. Это менеджеры крупной компании, купившей всемирно известный бренд, могут слить узнаваемое название в унитаз, заменив его на какой-нибудь «Мобайл». То же и здесь: видимо, принято считать что игры — это только для подростков и молодых людей. Подход устарел лет пятнадцать назад: те, кто начинал свой путь со Спектрума или NES давно выросли и воспитывают собственных детей.

Аудитория созрела — не созрел рупор, способный донести это до менеджеров. Хотелось бы, чтоб «эпоха перемен» настала здесь и сейчас, на новом поколении. Но пока перемен нет, как нет и признаков, знаменующих перемены в будущем.

Пока на дворе эпоха «12-25».

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.