Хуй соси: почему адекватные оценки в играх — удел самоубийц

Во дворе моего дома по ночам неспокойно. Стоит сгуститься сумеркам, стоит гражданам начать засыпать, как просыпается мафия — и оглашает весь двор криками. Я не знаю в лица участников вечного противостояния, но по голосам могу нарисовать в голове их портреты.

Эти голоса я слышу, выходя на балкон выкурить сигарету во время очередного приступа бессонницы. Один принадлежит женщине — очевидно, полной. Другой — мужчине — очевидно, недоедающему. Не знаю, почему, но мир эту парочку не берёт уже давно. Репертуар еженощного концерта всегда одинаков. Сначала истерическим визгом вступает женщина. Через десять минут из противоположного конца двора доносится кипящая от злости ремарка мужика — всегда короткая, ёмкая.

Делаю затяжку. «Ёбаный мудак, ничтожество, куда ты поебенил, пидорас? Блядина охуевшая, тварь конченная. Сюда иди, блядь! Хуйло пропиздоёбищное!» — разносится в сумерках мелодичный голос давно уставшей от собственного существования дамы.

Выдыхаю дым, затягиваюсь снова. «Чо, блядь? А, на хуй? Чоооооооо, блядь, охуеееел?!!» — обречённо продолжает изливать в ночь всё наболевшее за 46 лет жизни женщина. «Хуй соси» — резонно возражает мужской голос из мглы противоположного, вечно неосвещённого угла двора.

Стряхиваю пепел. С балкона напротив доносятся смешки — не один я слушаю концерт, выбравшись из постели. «Прямо как в интернетах», — думаю я, вглядываясь в темноту.

В сети у тех срачей, которые я регулярно наблюдаю, главная тема: оценки в рецензиях. Стоит кому-то оценить очередную распиаренную пустышку хотя бы на семь баллов — и вот на звук летит взволнованая толпа: карать, убивать, резать. На этот раз драка происходит не вокруг традиционной «условной игры Ubisoft», а вокруг Destiny. Вы про неё наверняка слышали — ещё бы: 4/5 части огромнейшего бюджета игры вложено в пиар. Контрастом для повсеместной рекламы стали невысокие оценки, вокруг которых который день идёт натуральная бойня. К бойне, что характерно, подключаются даже вполне адекватные люди: что-то такое в коде игры содержится, отключающее рассудок.

На глобальном уровне, Polygon ставит игре 6/10 — и получает свою порцию пиздюлей. «Это потому что в Destiny нет геев и лесбиянок» — дают экспертную оценку читатели, игнорируя всё, что в статье было сказано по существу. На локальном уровне один разработчик и известный в игровой тусовке блогер замечает, что о Destiny забудут так же, как о Titanfall (а о нём давно все забыли) — на что встречает вал бурлящего говна от главного игрожура всея Руси, Антоши «Жирного» Логвинова.

Что заставляет людей бурлить отходами пищеварения по поводу оценки игры? С чисто рациональной точки зрения — ничто. Проблема в том, что на подсознательном уровне оценка давно перестала иметь какое-либо отношение к рецензии.

Наверное все помнят уже ставший легендарным пранк с оценками фотографий в социальных сетях. Когда тролли пробегались по фотографиям пользователей и выставляли всем фотографиям низкие оценки, вызывая у пользователей невероятно бурную реакцию, с обильным выделением отборной брани и угроз физической расправы. Подчеркну: для реакции необязательно ставили самые низкие — для волны ярости достаточно было того, чтобы оценка просто была не самой высокой.

Объяснение происходящему нашли такое: повсеместное вхождение сети в обычную жизнь вызвало реакцию. Теперь человек самоидентифицируется в том числе и посредством интернета, где залог успешности — «лайк» в Контакте и «Пять» — в Одноклассниках. С какой-либо реальной оценкой, с пятибалльной шкалой тут не осталось (да и не было) ничего общего. Оценка «отлично» воспринимается уже даже не как выражение симпатии, а как элементарная вежливость. Оценка ниже — пощёчина.

Для поколения социализированных сетями геймеров эти оценки распространились и на остальные среды обитания. В частности — на сайты, посвящённые играм. Здесь оценка также потеряла изначальный смысл мерила качества обозреваемого продукта. Вместо этого она приобрела статус определителя в системе «свой-чужой».

В какой-то момент рецензент перестал оценивать игру, вместо этого оценивая вкус читателя. «10» — это не «гениально!», это «молодец, читатель, у тебя отличный вкус!». «7» — это не «классно, но можно лучше», это обращение «и вот это тебе нравится, читатель? ты что, идиот?»

Абсолютно не отдавая себе в этом отчёт, Polygon не ставит «шестёрку» Destiny — он, условно говоря, ставит «тройку» фотке читателя в социальной сети. Будь там «10» — это не было бы оценкой игры, это было бы оценкой «пять» всё той же фотке.

Почему тот же Логвинов всё ещё пользуется таким авторитетом? Потому что он — «нормальный чувак» в своей среде. Опять же, метафорично выражаясь: это тот человек, который открывает социальную сеть, и всем новым фоткам не глядя ставит «отлично», сопровождая это минимальными по содержанию, но исключительно хвалебными комментариями.

Ради эксперимента — заранее выпейте валидолу и зайдите на какие-нибудь Одноклассники. Найдите там девушку. Любую, возраст не важен — но для стопроцентности результата пускай ей будет меньше 30 лет. Откроете и — я гарантирую это! — там будет стоять, во-первых, оценка «5+» от кого-нибудь по имени Рустам. А ниже, в комментариях, тот же Рустам отметится чем-нибудь вроде «Айкакая кросотка)))))))!!!». А ниже комментарий от самой девушки: «Спасиб)))))))00))»

Антон Логвинов — этот условный Рустам, ставящий «5+». Среднестатистический читатель игрожура — эта самая условная девушка. А какой-нибудь Номад — наглый тролль, который делает всё то же самое, что Рустам, но со знаком «минус». Превращая читателя в условную истерящую тупую пизду, в целом даже не отдающую себе отчёта не только в причинах истерики, но и даже в самом факте этой истерики наличия.

Здесь давно не осталось ничего рационального. Последние из адекватных журналистов ищут объяснение не там: им кажется, что народ просто избаловали оценками и всё ещё можно — собравшись с силами и выстояв какое-то время под валом критики — переучить заново. Нельзя.

Нельзя прийти в Одноклассники и начать оценивать фотографии по достоинству, снимая баллы за толщину модели и нарушение правил композиции. Непонятное слово «композиция» отметут как выпендрёж зарвавшегося сноба. А за «толщину» просто полезут в лицо сбитыми кулаками.

Остановись.

Покуда мышление читателя будет регулироваться понятиями соцсетей — всё это война с ветряными мельницами. Всё, что можно сделать — собраться на небольшом островке. Пускать туда только адекватных — после строгой проверки. Держать наготове огнеупорные карцеры для тех, кто сорвётся (а все читатели время от времени будут срываться). Выпускать, как успокоятся и придут в себя. Ну и питаться варёной репой — ибо жиреть теперь могут лишь принявшие «соцсетевые» правила игры.

«Ты чооо, бля, ебтвою?!« — спрашивает один голос.
«Хуй соси» — отвечает другой.
«Вот и поговорили» — думаю я, впечатывая в пепельницу окурок, заходя в квартиру и отрезая от себя голоса балконной дверью.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.