Мстители: Война бесконечности — Неожиданное достоинство посредственности. Again.

Финал затянувшейся прелюдии.

«Война бесконечности» — это Dark Souls от кинокомиксов один из — если не самый — лучших фильмов, вышедших на сегодняшний день не только в рамках «чистой» Marvel Cinematic Universe (MCU), но и той части наследия Marvel, которая благодаря чехарде с правами в эту вселенную (пока?) не вошла. Да, я знаю, это пишут про каждый свежий фильм, выходящий в рамках киновселенной. Но если вы читаете этот бложик давно — или не поленитесь пошерстить его по тегу MARVEL — то вы в курсе: я эти фильмы вообще хвалю крайне редко. И если хвалю, то чаще с позиции «этот фильм говно, но хоть не такая дристня, как прошлый».

Второе обязательное пояснение: это всё ещё развлекательный кинокомикс. У которого есть определённые ограничения. Это чисто маркетинговый продукт, направленный на зарабатывание максимального количества денег — и поэтому он обязан быть понятен даже для маленького ребёнка, как книжка с большими яркими картинками (чем комикс о супергероях, собственно, и является). Глупенькая сказочка про маленьких детишек.

Проблема большинства кинокомиксов MCU, что на этом пути упрощения они скатываются в полный примитив в степени 1010. Я пытался раз или два полностью пересмотреть весь тот огромный пак фильмов, который у них вышел за 10 лет. И помимо того, что часть из них просто несмотрибельны из-за зашкаливающе похуистичного отношения к зрителю, примерно на третьем-пятом фильме ты начинаешь ощущать, как у тебя отмирает мозг и от него отваливаются чернеющие куски.

Так что да, «Война бесконечности» тоже примитивна. Но у неё есть выгодная черта — здесь есть режиссура. В кои-то веки.

В кои-то веки это не просто очередной origins story, призванный вбросить во вселенную очередного персонажа. Это origins story, но не героя, а злодея — смена традиционной перспективы, ради которой «Войну» даже разделили на два фильма идёт фильму на пользу. И это не просто двухчасовой трейлер фильма, «который вы сможете посмотреть через 3/5/10 лет» — это и есть тот самый фильм. Конечно, у него есть козырь — Танос получает карт-бланш на выпиливание вообще кого угодно.

Это, во-первых, играет в пользу и самого злодея: впервые в MCU антагонист не только стремится, но и может убивать. Получая к этому вменяемую арку и превращаясь из статиста «хочу-всех-убить-поработить» (жертвой чего в своё время стал даже пафосный Альтрон) в некоторого даже одушевлённого персонажа, который на протяжении фильма проходит определённый путь, жертвуя, страдая и реформируясь к финалу.

Во-вторых, играет на руку «добра» — внезапно смертным героям иногда получается даже сопереживать. Это как «Игра Престолов наоборот»: там в начале было захватывающе, потому что любой из героев мог умереть в любой момент, а в конце стало скучно, потому что «умереть, на самом деле, теперь могут только эти и вот эти». Здесь все десять лет было скучновато, а к финалу стало интереснее.

Spoiler alert!

Не всё, конечно, идеально — «Война бесконечности» чисто маркетинговый продукт. Маркетинг его порождает, он же его и губит.

Да, повторюсь, это кинокомикс. А в кинокомиксах есть определённые условности. Например, персонажи здесь, очевидно, не умирают умирая. Если кого-то убили, это не значит, что его не вернут к жизни «а вот космические силы». Обязательно вернут. Ну, может его какое-то время позамещает паренёк-сайдкик (то есть, темнокожая-девочка-лесбиянка-сайдкик… сайдкикша, конечно, мы же в 2018-м живём). Но это такой договорной обман: они делают вид, что не врут. Мы делаем вид, что верим.

А вот с «Войной» приключилась тупейшая история. Не получилось даже красиво соврать: новые сольные фильмы с героями, которые тут якобы гибнут, были анонсированы задолго до премьеры «Войны». Это провал и обида.

В кои-то веки раздутая солянка из героев не путается друг у друга под ногами — они более-менее грамотно разведены на три стороны, решают свои задачи. Кое-кто за весь фильм даже ни разу не пересекается в кадре, и это более обдуманный подход, чем стремиться запихать «вот сюда, вот сразу всех, да чтоб в глазах рябило». Да, большинство всё ещё присутствует скорее для мебели (Чёрный Пантер успел за фильм подпрыгнуть, Баки «Зимний Солдат» Барнс — пострелять из автомата, Сокол — стрельнуть ракетами; если вдуматься — у Стэна Ли были камео существеннее). Да, массовое сражение классически тошнотворно: мельтешение, в котором глазу не за что зацепится, а мозгу негде вскрикнуть «ебать, вот это да». Но те герои, кому достались более значительные роли, старательно (взаимо)действуют, по-всякому применяют свои способности и выдают зрелищный экшен. Чего, например, так и не дождались от сериальных «Защитников». Хотя, казалось бы, бери и делай.

Ну и режиссура момента. С пиковой финальной сценой, где драматизм момента формирует не столько происходящее на экране, сколько практически звенящая тишина. И если об остальных достоинствах я ещё говорю сдержано, то этот момент поставлен совершенно охуительно даже с учётом последующего провала (см. врезку-спойлер выше).

То есть, вот этого всего — режиссуры, осмысленной арки антагониста, не спотыкающейся истории — от MCU даже как-то не ждёшь. А получается неожиданно и хорошо. Хотя может, таким и был план: годами опускать планку, с расчётом в финале приподнять её из-под плинтуса на 15 см от пола и всех ошеломить.

Допускаю.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.

  • Frag

    Сайдкик_ша
    В 2018 же живем! Учи матчасть