Девять раздражающих вещей в «Игре престолов»

«Игра престолов» сегодня — это как игры с открытым миром.

Когда-то новости о грядущей экранизации «Песни льда и пламени» заставили меня прочитать залпом все книги серии. Чего я, конечно, не стал бы делать, если б догадался, что ошалевший от гонораров Мартин бросит неблагодарное писательское ремесло и оборвёт историю на полуслове, обещая дописать когда-нибудь скоро (никогда). Книга оказалась хорошей, а шоу обещало быть новым словом в телеформате. Дороговизна, тщательный — питерджексоновский — подход к декорациям, костюмам и всему такому прочему.

Не обманули. Всё было очень и очень хорошо. И, в плане зрелищности, остаётся хорошо: даже в большом кино мало что может сравниться с крутизной Битвы бастардов. Такого просто не делали.

Однако чем дальше, тем становилось хуже и примитивнее. В лучших традициях Канобу кликбейтовых порталов, перечисляю девять вещей, которые раздражают в сериале сильнее всего.


1. Ходоки будут идти столько, сколько нужно

В «Игре престолов» отсутствует важное понятие единства времени и пространства. Если кто-то из сценаристов и догадывается, что на перемещение между континентами уходит продолжительное время, то не подаёт вида. Арья с Клиганом могут чесать в соседний огород в течение целого сезона. Соседние персонажи — за один эпизод смотаться на луну и обратно, проиграть пару сражений, состариться и умереть с ножом в ухе. Времени у первых и вторых на это у них уходит одинаковое количество. А торопливо подрезаемые и обрываемые сюжетные линии делают ситуацию только хуже.

И, конечно, неумолимо идущие и никак не могущие дойти к стене Ходоки — это уже мем.

2. Не резиновый бюджет

С каждым сезоном эпичность событий нарастает, затраты на съёмки и постпродакшен растут, а заданную планку «10 серий в сезоне» необходимо соблюдать. Хронометраж приходится забивать абы чем: порожними диалогами в привычных декорациях и пустыми линиями, которые похожи на бессмысленные блуждания. Филлерность никому не идёт на пользу. Филлер — яд, цианид, кража времени.

Если пересматривать прошлые сезоны сейчас, Нетфликс-стайл (несколько серий за раз), то это не так бросается в глаза. Но когда серия выходит раз в неделю и в ней происходит ёбаное ничего, это раздражает.

Из положения решили выйти, сократив количество серий в оставшихся двух сезонах. Это хорошо, стало лучше. Но незначительно. Сейчас позади половина седьмого сезона, с шахматной доски исчезают немногочисленные оставшиеся фигуры — однако глобальные конфликты не сдвинулись ни на миллиметр. Дейенерис сидит на жопе, Серсея сидит на жопе, Джон едет на жопе, но совсем в другую сторону. Бран молчит, как партизан — хотя мог бы проспойлерить окружающим массу гадостей.

Чувствуется, что перед сценаристами ставится задача тянуть кота за резину. Справляются не очень.

3. Раздражающие линии

Раздражающие сюжетные линии (например, Дени-освободительница-рабов) были и в книге. Они занимали место, ничего толком не прибавляли к истории, персонажи творили беспросветную глупость. В сериале таких линий стало больше: стоит им появиться на экране, и ты уже нервно прикидываешь, сколько минут у тебя сейчас украдут. Смотришь, сколько там осталось до конца, пытаясь понять: успеют ли в эпизоде показать что-то интересное, или можно выключать?

Эти линии разрастаются.

Дени в Заливе работорговцев — стереть из памяти. Арья в Браавосе — стереть и выжечь землю. Сэм и одичалая — пожалуйста, перестаньте, не мучьте меня, я расскажу, сколько у нас танков. Евнух и Миссандея — stop wasting my time.

Тем временем, сюжет про Дени в Заливе получил ремейк: теперь кх-кх-кхалиси пытается завоевать Вестерос, никого не убив. Совершает те же ошибки и наступает на те же грабли. Смотреть на это во второй раз чересчур тяжело.

4. Лютоволки не нужны

Риторический вопрос: к чему вообще была сцена с волчатами-приёмышами в первом сезоне, если практически всех волков в итоге выпилили без боя (а то и за кадром)? Хуже того, у меня есть подозрение, что скоро так же скучно и паскудно сольют драконов.

5. Бабье царство

Как-то так получилось, что к шестому сезону битва королей превратилась в состязание женской лиги. Я уважаю сильных женщин, но когда из них состоит почти весь ключевой каст, а сюжет повествует об эмоциональных истериках и опрометчивых поступках, мне становится душно. Когда в кадре заявляют что-то вроде «Баба не будет нами править», а правят при этом только женщины, возникает когнитивный диссонанс.

6. Тирион не торт

На харизме Тириона шоу держалось несколько сезонов. Ко все тому же шестому от его харизмы не осталось ничего — остроты отдали в распоряжение Королевы шипов. Мозги достались Луковому рыцарю. А карлик, в первом сезоне отбрасывавший «тень короля» (многозначительная цитата), сегодня лишь бледное подобие полюбившегося героя.

В сравнении с напалмом первой половины шоу, сегодняшние его отжиги — это так, чирканье спичками. Кажется, если в следующем эпизоде его убьют, шоу ничего не потеряет.

7. Самостоятельные сцены часто выглядят идиотски

В сериале становится всё больше идиотских сцен. И, как правило, именно эти сцены — плод труда не писателя, а сценаристов HBO. И это не пристрастное «книга лучше», а банальное несоответствие атмосферы.

Книги повествуют о мрачном средневековье: грязь, говно и вырождение повсюду. Сериал, в основном, идёт в ногу. Но там, где приходится убирать книжные линии и сводить концы с концами, атмосфера часто меняется, наружу лезут самые банальные и тупые голливудские штампы. Они торчат, как бордовый хер из расстёгнутой ширинки. Пафосность, слабые реплики, сумбурность, алогичность смешиваются друг с другом, подчас умудряясь оказаться вместе в одной двухминутной сцене.

Самый яркий пример: неудачная вылазка Яры Грейджой в попытке спасти брата. И сама вылазка, и полуголый бастард Болтона, и актёрская игра — всё иллюстрирует состояние, когда «хуйню творят они, а стыдно, почему-то, тебе». Пока что ничего позорнее этой сцены в сериале не было, но масса эпизодов с Арьей способна со временем скинуть лидера с пьедестала. Она уже как минимум потеснила другую идиотскую сцену — где быдло в халатах и золотых масках ножами резало всю жизнь тренировавшихся бойцов, вспарывая ножичками кожаную броню (ради интереса, попробуйте проковырять ножом дырочку в обычном кожаном ремне).

8. Линии сворачивают слишком поспешно

Мартин в своей эпопее наворотил таких сюжетных линий, развитие и логичное завершение которых должно занять немало лет «книжного времени». Скажем, обучение Сэма и Арьи быстро не закончишь, там задел ещё на томов пять (да, я в курсе, что их будет меньше, я даже склоняюсь к тому, что их вообще не будет). А вот сериал — и эту колонку — пора заканчивать.

Но так грубо завершать линии, как это делают тут, просто нельзя. Целые сюжетные арки возвращаются туда, с чего начинались, ни на что не влияя, без заметных последствий. К чему, например, была вообще вся история с «больничным» младшего Мормонта? Что она дала сюжету? Или линия Сэма: в Цитадели он, оказывается, узнал о залежах драконьего стекла (при том, что ему об этом в пятом сезоне прямым текстом сообщил Станнис Баратеон). А линии «Дорн и Хайгарден», с таким пафосом многообещающе завершившие прошлый сезон — к чему они привели?

9. Не проспойлеришь

Можно спокойно идти и читать любые спойлеры, благо в HBO очередная утечка и можно прочитать чуть ли не сценарий финального эпизода всего сериала. Раскрыты практически все значимые загадки и секреты, осталось посмотреть, как это всё «выстрелит». Но заряженное ружьё будет висеть на стене ещё несколько актов. И это тоже раздражает.


Сегодня «Игра престолов» — как игра с открытым миром от Ubisoft: однообразно, пусто, без видимого прогресса. Но ты убил на это уже 60 часов и стараешься домучать оставшиеся 13 просто из принципа. Учитывая, что последний сезон вообще может выйти в 2019 году, шанс хоть как-то оправдать получающуюся тягомотину сколь угодно эпичным финалом становятся всё меньше.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.

  • Firepocket

    Про единство времени зря, сейчас тебе «Дюнкерк»-то припомнят…
    Кстати, в книгах, кажется, с третеьй или с чётвёртой тоже много пущено параллельно, то и дело автор возвращается «в прошлое», чтобы рассказать, что было «тем временем» и даже «за некоторое время до, но не тут». Другое дело, что в книгах понятно, когда и что реально происходит, тогда как в фильме Сэм уже скоро закончится обучение, а Арья никак не доедет до Винтерфелла.

    В книгах, вроде, ещё есть надежда, что карта «все Старки варги, а Бран альфа-калек» сыграет (во вселенной, где книги будут дописаны). То есть парочка выживших волков ещё может пригодиться (чтобы героически умереть, конечно).

    В Цитадели, конечно, полный ПЭ, даже игра в Гая Ричи не спасла. Где все вот те мистические подковёрные мудрецы, готовящиеся спасать мир? Вместо них будет Мормонт, который вдруг прозреет и найдёт там себе среди книг новую цель в жизни?

    • > сейчас тебе «Дюнкерк»-то припомнят

      Когда писал, тоже про него подумал. Но там хоть актёры в процессе не взрослеют.
      В книгах всё же есть авторское упоминание затраченного на то или иное событие времени. Да и персонажи по карте мира мечутся не так активно. Тут события сжаты, плотность выше — и получается сплошная телепортация.

      > Вместо них будет Мормонт, который вдруг прозреет и найдёт там себе среди книг новую цель в жизни?

      Так он же того, к своей кхалиси ушёл. Просто весь больничный, считай, без смысла прошёл — ни на что не повлиял. Получается, зачем было огрод городить?

      • Firepocket

        Ну, теперь ему надо не вернутсья назад, а плыть на Камень, по пути он может нарваться на Эурона, ещё раз заболеть, умереть… а, какая разница уже.

        Имхо, в «Дюнкерке» всё в порядке. Если эксперимент подчиняется внутренней логике, то традиционный подход к композиции переоценён. Другое дело, что в «ИП» даже внутренней хотя бы «кодзимовской» логики не осталось.

        • Ставлю на то, что он просто бессмысленно погибнет (судя по касту восьмого сезона).

      • Srbija

        Сэм получил плюсик в карму перед аркмейстером, а Жора за одну серию вернется к кхалиси и расскажет ей, про помощь северянина, что положит начало дружбе между родственниками (я сценарист ИП)
        Сериал уже давно такая средневековая Санта-Барбара. Нахариса как слили только.