Аутопсия: Uncharted — Lost Legacy

unCharted

Lost Legacy – наглядный пример сразу двух вещей. Во-первых, того, что Uncharted вполне может существовать и без Дрейка в главной (и вообще в какой-либо) роли. Во-вторых, что геймплейно Uncharted исчерпал себя на 190%. И нуждается либо в спокойной пенсии, либо в полном перезапуске.

То, что он может существовать без Дрейка, кстати, не очень хорошо в разрезе серии в целом. Да, здорово, что Naughty Dog не стали кривить душой и ветерана действительно отправили на покой (не устраивая никаких виляний хвостом вроде Young Nathan Drake Chronicles). Но его роль, характер и реплики безболезненно и органично приняла Хлоя, ранее персонаж второго плана. Она шутит примерно теми же словами, примерно так же сама себе комментирует происходящее: «Ух ты. Я жива. Ву-ху, вау. Хе-хе». Примерно так же действует и принимает решения. Копирует, словом, с Натанчика всё, кроме хуя.

Это вообще занятная метаморфоза. Хлоя в разное время была доппельгангером Дрейка, олицетворяя авантюризм как тёмную сторону характера. В Lost Legacy за неимением персонажа/черты противопоставления, внутренний конфликт исчезает. Когда с авантюризмом ничто не контрастирует, он сам становится как бы «светлой чертой». В результате у дополнения-спин-оффа получается быть даже более плоским, лёгким и развлекательным произведением, чем крайне лёгкомысленный первоисточник.

Нет, возможно развлекательный боевик, ставший… ещё более развлекательным – это, в принципе, именно то, на что и «приходит» постоянная аудитория серии, покупая очередной выпуск. В каком-то смысле, Uncharted, наконец, сосредоточился на главном. Что ж в этом плохого? Плоха безболезненность и незаметность, с которой один герой сменяет другого в главной роли, сохраняя общий настрой. Это, на мой взгляд, здорово обесценивает Дрейка как персонажа. Потому что, ну, мир Бэтмена не будет миром Бэтмена, если героя спокойно и полновластно заменит Бэтгёрл. Если Птичья Личность начнёт шутить и поступать как Рик Санчес – то это всё равно будет уже не «Рик и Морти». Но Дрейка меняют мимоходом, а Uncharted остаётся Uncharted`ом. И за Нейта немного обидно: если раньше можно было спорить с утверждением, что он – персонаж-функция, то теперь в этом расписалась сама Naughty Dog.

Эми, Эми, таким ли ты видела будущее своего персонажа?

Что касается исчерпанности, то комментарии «у Uncharted давно закончились свежие идеи, она скребёт ложкой по дну кастрюли» справедливо звучат по поводу каждого выпуска серии, начиная со второй. Lost Legacy на это отвечает: «Hold my beer».

Понятие «Игра от Naughty Dog» уже в течение десяти лет автоматически подразумевает не только голливудскую яркость и зрелищность, но и следующий обязательный набор действий, который наследует и Lost Legacy:

  • Дружбан/подруга, подсади
  • Ящик на колёсиках нашёл твой город и ищет твой дом
  • А теперь дружно убегаем от броневика, который ломает преграды и поливает всё вокруг свинцом из пулемёта (бежим сквозь Unch 2, Unch 3, The Last of Us, Unch 4, Unch: LL)

Не оставлены без внимания и эпизоды типа: «Я прыгаю, цепляюсь за уступ, он обваливается, и я в последний момент на кончиках пальцев цепляюсь за другой». И «головоломки» в стиле: «Бегаем полчаса по огромной комнате, нажимая на рычаг, который открывает доступ ко второму рычагу, который открывает доступ к третьему рычагу». И традиционный людо-нарративный диссонанс (хорошие герои убивают за время игры такое количество людей, что хватило бы для строительства Беломорканала).

Или вот верёвка, которая появилась в четвёртой части и моментально вступила в спор с игровым процессом. Там были эпизоды, когда один персонаж забирается куда-то наверх и отправляется искать, чего бы такое скинуть вниз (см. ЯЩИК НА КОЛЁСИКАХ), чтобы помочь забраться второму. Второй терпеливо ждёт.

У обоих на поясах приторочены верёвки. Но кого ебёт, верно?

В Lost Legacy такой эпизод тоже есть. Причём, с усиленным эффектом: меньше десяти минут спустя те же герои в том же составе в очередной скриптовой сценке будут верёвку использовать для подъёма одного из персонажей. Потому что, ну, вот только что у сценаристов чесалась левая пятка, а теперь зачесалась правая. Чего теперь, ну?

Ну, верёвки, ну и хули?

Да, в общем-то, и ничего. Вещи настолько «прошитые» в код Uncharted`а, что всерьёз к ним придираться даже как-то глупо (я и сам придираюсь в шутку, по большей части). Если тебе говорят, что Lost Legacy – это тот же Uncharted 2, только про девочек, то ты думаешь про всё перечисленное: «А, ну ок, опять ящики, ладно». Проблема лишь в том, что конкретно в этом случае слова нужно воспринимать буквально.

«Наследие» не просто повторяет заезженные геймплейные принципы серии – она буквально цитирует эпизоды. Она собрана из кусочков предыдущих игр. Ещё раз: БУКВАЛЬНО. Она дословно повторяет головоломки. В ней есть эпизод с «открытым миром», по которому нужно колесить на джипе от руин к руинам. Помните эпизод с погоней, когда Дрейк цепляется кошкой за вражеский транспорт и на верёвке волочится за ним по грязи? Здесь воспроизведено и это. Помните во второй части эпизод «босс-вертолёт» со сбиванием его из РПГ? Есть. Разве что здание не падает (а зря).

А помните, помните там же эпизод на поезде, мчащемся сквозь джунгли (ещё бы вы не помнили самый знаковый эпизод во всей серии)? Здесь есть эпизод на поезде, мчащемся сквозь джунгли.

В какой-то момент количество цитат становится таким, что перестаёшь верить, будто они всё это всерьёз – больше похоже на шутку, на перемигивание с фанатами, игру в ностальгию и обзорный взгляд на сериал целиком, с упором на самую главную, вторую часть. В пользу этого говорит и проскакивающая то и дело явная ирония («Давай забудем про ящики на колёсах?» — «Давай»; «Прекрати играть в Марко Поло» — «Хе-хе» — «Что?» — «Да не, ничего»). Ирония, становящаяся даже немного горькой в реплике самой Хлои: «Все ждут, что я облажаюсь».

А она, в общем-то, и не лажает. Игра цитирует, но цитирует лучшие моменты, отбрасывая худшие. Это по большей части хорошие головоломки (в паре-тройке из них даже приходится немного поднапрячься). Это хорошая реализация «открытого» эпизода, который меня в четвёртой части раздражал – здесь он прилично допилен как раз опциональными головоломками. Это максимально динамичная сцена погони и предельно динамичный «поезд»: ты скачешь с вагона на вагон, отстреливаешься на ходу, прыгаешь на догоняющий джип, выпихиваешь водителя и мчишься вдоль железнодорожных путей, сшибая мотоциклистов, перебираешься на капот и снова заскакиваешь на поезд. То есть, вот так, абстрактно или взглядом нового человека – это абсолютно охуительно. И это всё ещё красиво. Даже несмотря на бросающуюся в глаза бюджетность лицевой анимации и недостаток анимаций движений.

Но третий «Анч», за ограниченностью времени на разработку и занятостью части специалистов в создании The Last of Us, во многом повторял второй. Четвёртый «Анч», из-за перетасовки лидеров команды и из-за их, команды и лидеров, усталости от серии, во многом повторял второй и третий. Заодно, в качестве прощания с Дрейком, там и тут вставляя цитаты.

Видеть, как серия в очередной раз – пусть и с поблажкой на то, что это всего лишь стэндэлон-DLC – идёт след-в-след за предшественницами, странно и грустно. Будто в Naughty Dog закончились безумцы-визионеры, способные выдать хоть одну по-настоящему свежую экшн-сцену. Так, чтобы глаза из глазниц выпали и укатились под телевизор.

Как раньше.

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or click here to inform us.

  • Firepocket

    Никак не могу согласиться, что Дрейка получилось заменить. Хлоя и Надин — пара скучная, как вареная картошка, общение между ними абсолютно стерильно, тогда как у дуэтов Дрейк — Салли, Дрейк — Елена, Дрейк — Дрейк в диалогах была хоть какая-то химия. Да и Хлоя тут — бледная тень Лары Крофт, половину игры стенающая по своему папаше-археологу.

    Эпизод на открытой карте, как ни пили, не нужен Анчу от слова «ваще ни хуя».

    В итоге лучшее, что есть в TLL, — гигантская статуя с подвижными руками.

    • Всё-таки, для возникновения химии между персонажами, им нужен некоторый общий бэкграунд и сформированные характеры. У нового младого незнакомого поколения этого пока нет: это фактически новые характеры, отличающиеся от самих себя в предыдущих выпусках (та же Хлоя Ларой не была, а тут действительно ей стала — причём даже камера порой берёт ракурсы из TR).

      Справедливо будет сравнивать с первым анчем. И на мой взгляд, тут со сценарием и персонажами получше.

      • Firepocket

        В первом больше Елена вытянула, пожалуй. (Как и всю серию в немалой степени.)
        И вообще, первый дерьмо — так себе сравнение.
        Предлагаешь ждать, что выйдет Uncharted 5 про Хлою и Надин и надеяться, что он внезапно станет революцией и 12 из 10?

        • Не. Тут же всё мнение о том, что хватит, завязывайте с анчартедами. Даже химия не поможет (разве что вводимая в мозг разработчикам).

          • Firepocket

            Это бесспорно, но к этому мнению они там в Sony ND не прислушаются.
            Я предлагаю ждать не в том смысле, что предлагаю прямо ждать, а предлагаю смириться с неизбежным и, раз уж всё равно, предполагать, что они нам там предлагать. В Uncharted 5.

            • А. Ну так мы же уже, в общем-то.